Российская элита и энергоресурсы
Создается впечатление, что в преддверии перехода власти от Путина к Медведеву путинское окружение стремится закрепить свои позиции в ключевых секторах экономики и тем самым гарантировать себе прочные позиции на обозримое будущее. Особые аппетиты вызывает энергетический сектор. Нп прошлой неделе была развернула беспрецедентная атака на частные нефтяные компании ТНК-BP и отдельно BP ("British Petroleum"). В их московские офисы нагрянули сотрудники спецслужб, которые провели там обыски и выемки документов. Работникам этих корпораций братьям Илье и Александру Заславским, которые имеют двойное - российское и американское - гражданство, предъявлено обвинение в промышленном шпионаже. Существуют опасения, что оно в дальнейшем может быть переквалифицировано и в более серьезные обвинения по статье о государственной измене.
Одновременно природоохранное ведомство "Росприроднадзор" объявило о начале нового расследования в отношении ТНК-ВР в связи с якобы имеющими экологическими нарушениями на разрабатываемом ею месторождении Самотлор в Западной Сибири.
Подобная массированная атака с разных сторон однозначно воспринята российскими экспертами как политическая игра, направленная на выдавливание иностранного бизнеса из сверхприбыльной нефтяной отрасли и установление жесткого государственного контроля над ней. В Кремле не хотят, чтобы суперхододы доставались не высокопоставленным российским бюрократам, а иностранным инвесторам, которые отнюдь не проявляют лояльности к нынешнему российскому режиму.
За делом ВР стоят и другие весьма конкретные политические соображения. Ледяной холод в российско-британских отношениях, безусловно, влияет на позицию Москвы и в отношении британского бизнеса. В обвинениях в адрес братьев Заславских, обнародованных в СМИ, особо акцентируется их связь с Британским советом - они являлись его выпускниками. Александр даже руководил их клубом в России. А известно, что деятельность Британского совета давно вызывает сильное раздражение у российских властей. Недавно под давлением Москвы его представительства в России вынуждены были прекратить свою деятельность.
Время, выбранное для наступления на британский нефтяной бизнес в России, неслучайно. Питерские силовики из окружения Путина, контролирующие сейчас "Роснефть" и ряд других энергетических корпораций, могут опасаться, что с приходом Медведева у них уже не будет такой свободы маневра, как сейчас, и торопятся реализовать свои замыслы.
Примечательно, что распространение тотального государственного контроля охватывает не только энергетический, но и другие сектора. На прошлой неделе Государственная Дума одобрила окончательные проект закона об иностранных инвестициях в стратегические отрасли. В сравнении с предыдущими редакциями, о которых мы не раз писали в прошлом, число стратегических отраслей, где иностранные инвестиции будут резко ограничены, увеличено до 42. На протяжении ряда лет эта цифра постоянно увеличивалась.
Для того чтобы вложить деньги в отрасли оборонной промышленности, космическую, атомную отрасли, СМИ, энергетические корпорации, а также металлургическую отрасль, иностранным инвесторам придется теперь проходить сложную процедуру согласований. Они делают практически невозможным какое-либо существенное инвестирование и влияние иностраннных компаний на эти предприятия. Кроме того, иностранные инвесторы обязаны сообщать в государственные контрольные органы о наличии у них бодее 5 процентов акций любого стратегического предприятия, а ФСБ получает право расследований в отношении такого предприятия и его иностранных владельцев.
Сужается и поле для приватизации предприятий, все еще остающихся в государственной собственности. Существовавшие до недавнего времени планы приватизации таких крупных предприятий в сфере инфраструктуры и связи, как "Технопромэкспорт" и "Связьинвест", фактически потерпели провал. Эти корпорации приносят большой доход, и государственная бюрократия не собирается с ними расставаться. Как обычно в России, предлогом для отказа от приватизации выдвигается необходимость обеспечения "экономической безопасности страны". Однако эта политическая демагогия вряд ли кого-нибудь может обмануть.
Российско-американские переговоры по ПРО
Российское экспертное сообщество противоречиво отреагировало на итоги российско-американских переговоров в рамках "2х2" между руководителями оборонных и внешнеполитических ведомств обеих стран. Проправительственные политологи пытаются создать впечатление, что Соединенные Штаты были вынуждены пойти на существенные уступки и учесть озабоченность России в отношении развертывания объектов ПРО США в Польше и Чешской Республике. Однако многие склоняются к мысли о том, что предложенные госсекретарем К. Райс и министром обороны Р. Гейтсом варианты в конечном итоге не снимают вопрос о развертывании американских ПРО в Восточной Европе, а, напротив, подтверждают решимость Вашингтона реализовывать эти планы вопреки возражениям России.
В Кремле считают, что в преддверии президентских выборов в США нынешняя администрация Буша вряд ли будет активно искать компромиссы с Россией по широкому кругу разногласий между двумя странами, а, скорее, будет пытаться завуалировать их и не дать им выплеснуться в публичную конфронтацию. Некоторые эксперты сравнивают нынешнюю ситуацию с обстановкой в 2000 г., когда республиканцы успешно разыграли против демократов козырную карту дебатов "Кто потерял Россию?". Разумеется, республиканцам такая дискуссия сейчас не нужна, поскольку демократы в большей мере могут использовать ее в своих предвыборных интересах.
Судя по всему, в Кремле пока не сделали свой выбор - кто предпочтительнее для России в качестве будущего американского президента, и занимают выжидательную позицию. Однако во всяком случае ясно, что не в интересах Кремля ухудшать положение нынешней американской администрации и тем самым ослаблять щансы республиканцев на выборах. Многие наблюдатели обратили внимание на некоторые изменения в тональности кремлевских дискуссий: и Путин, и Медведев, беседовавшие с Райс и Гейтсом, были заметно мягче и проявляли больший настрой на сотрудничество, чем в предыдущие разы, хотя по существу позиции сторон не изменились.
Россия и мировой финансовый кризис
Российское руководство проявляет все большую тревогу по поводу последствий финансового кризиса для России. На прошлой неделе эта тема находилась в центре внимания дискуссии в новом "московском мозговом центре" под названием "Институт современного развития". Показательно, что его попечительский совет возглавил сам Дмитрий Медведев, а непосредственное руководство будет осуществлять один из прежних руководителей Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс.
В экспертном сообществе высказывается предположение, что новый "мозговой центр" может прийти на смену "Центру стратегических разработок" Германа Грефа, который в прошлом обслуживал Путина. Пока неясно, является ли подобная смена экспертной ориентации показателем какого-то серьезного переосмысления экономической политики или простым отражением аппаратных игр. Но ясно, что Медведев стремится получить собственную экспертную базу для принятия важных политических и экономических решений.
Рекомендации, обсужденные на семинаре "Института современного развития", в целом, вписываются в общемировую стратегию борьбы с финансовым кризисом. Речь шла о необходимости фундаментальной переоценки финансовых рисков, создании постоянных институтов для их объективного анализа, усилении взаимодействия между государственными и частными финансовыми институтами в разрешении кризисных ситуаций, поощрении открытости и экономической свободы в противовес закрытости и протекционизму, создании новых рыночных возможностей и инструментов экономической деятельности. Именно в таком духе было выдержано выступление руководителя экспертного управления администрации президента Аркадия Дворковича.
Вместе с тем, очевидно, что в целом слабая российская финансовая система остается крайне уязвимой к последствиям мирового финансового кризиса. Его усугубление и географическое распространение наряду с продолжающимся бегством капиталов из страны способно, по оценке экспертов, привести в среднесрочной перспективе к падению ВВП на 8-10 процентов, сокращению финансовых активов и резкому снижению инвестиций в экономику.
Безусловно, проблемы мониторинга финансовых кризисов и чрезвычайные меры по их предотвращению и локализации весьма актуальны для России. Однако лавинообразное увеличение государственных расходов наряду с быстрорастущей инфляцией по-прежнему будет составлять фундаментальные риски для российской финансовой системы. А их опасность нынешнее правительство явно недооценивает.
В ближайшее время российское представительство Фонда "Наследие" планирует провести очередное заседание своего Форума реформ по проблеме "Мировой финансовый кризис и его последствия для России".
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий