Что было на неделе (24 марта – 1 апреля)
Медведев готовится к вступлению в должность
На прошлой неделе Дмитрий Медведев впервые председательствовал на заседании Госсовета - консультативного органа региональных лидеров России. Обсуждались вопросы развития малого бизнеса. Медведев и остальные участники выступили с беспрецедентно откровенной критикой ситуации в этом секторе. Тема всесилия бюрократического произвола преобладала. Сам Медведев рассказал о том, что только на федеральном уровне контроль над малым бизнесом осуществляют около 30 органов по 45 направлениям. А это провоцирует, по его словам, взяточничество и вымогательство, в том числе и со стороны правоохранительных органов. А глава Министерства экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина сообщила, что для открытия простого предприятия общественного питания нужно собрать около 20 документов.
Если учесть, что все эти проявления бюрократического произвола расцвели еще при Путине, то выступление Медведева можно интерпретировать как завуалированную критику в адрес своего предшественника. Разумеется, это пока только слабые намеки на расхождения между Путиным и Медведевым, но их потенциал, судя по всему, нарастает. Если Путину удавалось сильной рукой держать в повиновении силовые структуры, то сейчас – в условиях своеобразного двоевластия и грядущего восхождения Медведева - появляется все больше признаков брожения и склок в силовых ведомствах. Там с опасением ожидают кадровых перемен и отставок.
Первый сигнал поступил уже на прошлой неделе. Был отправлен в отставку первый заместитель министра внутренних дел 60-летний Александр Чекалин, а на его место назначен более молодой, 43-летний Михаил Суходольский.
Пока трудно сказать, насколько эта перемена говорит о влиянии 42-летнего Медведева на омоложение силовых кадров. Однако перестановки в других силовых ведомствах, в частности, в Министерстве обороны, кажутся неизбежными и могут пролить дополнительный свет на кадровые симпатии Медведева. Министр обороны Анатолий Сердюков вступил в серьезный конфликт с целым рядом высокопоставленных генералов своего ведомства, включая начальника Генерального штаба Юрия Балуевского. Причин конфликта несколько. Сердюков планирует перевести ряд военных должностей, в частности, медиков, финансистов, журналистов и юристов, в разряд гражданских, сократить центральный аппарат министерства и перевести штаб ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург.
Сердюков связан с питерской группой силовиков и представляет их политические и коммерческие интересы в военной сфере. Его попытки реформировать Министерство обороны натолкнулись на серьезное сопротивление традиционной военной элиты, с самого начала скептически воспринявшей назначение Сердюкова как «торговца мебелью» (он работал в этом бизнесе в Санкт-Петербурге в течение многих лет).
Какое кадровое решение найдет Медведев для этой ситуации? Встанет ли он однозначно на сторону Сердюкова и уберет его оппонентов или наоборот? От ответов на эти вопросы будет фактически зависеть будущее самого Медведева и его отношений с путинским окружением.
Наступление на иностранных инвесторов продолжается
Наступление российских властей на ТНК-ВР получило новое развитие. В дополнении к обвинению в адрес ее сотрудников в экономическом шпионаже добавились претензии российской Федеральной миграционной службы по поводу работы иностранных сотрудников ВР в России. В результате ВР вынуждена была отозвать из ТНК-ВР ни много, ни мало 148 британских работников.
Естественно, что подобные шаги не способствуют улучшению российско-британских отношений. Под вопросом оказалось проведение встречи Медведева и британского премьера Гордона Брауна, которая была призвана способствовать нормализации двусторонних отношений, серьезно пострадавших из-за «дела Литвиненко».
Неопределенность ситуации в России сказывается и на финансовом положении и реальных инвестициях в экономику страны. Несмотря на сохраняющиеся высокие цены на нефть валютные резервы Центрального банка практически не увеличиваются. Это прямое свидетельство отсутствия притока иностранного капитала в Россию и увеличивающегося его оттока. Уже снижены официальные прогнозы Минфина по притоку иностранного капитала за год. Он может составить в 1,5-2 раза меньше, чем первоначально ожидалось.
Налоговая реформа буксует
Одним из популярных лозунгов предвыборной кампании Медведева было радикальное снижение НДС, которое было призвано завоевать голоса бизнесменов. Однако, как это часто бывает, обещания политиков, столкнувшиеся с сопротивлением бюрократии, уходят в песок. По настоянию министра финансов Алексея Кудрина вопрос о снижении НДС в лучшем случае будет решаться не раньше 2010 г., хотя и Медведев, и МЭРТ настаивали на неотложной реализации этой меры.
Зато Минфин проявил готовность пойти навстречу небольшой, но достаточно влиятельной группе нефтедобытчиков и снизить налог на добычу природных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти. Это даст нефтяным компаниям налоговые преференции в объеме свыше 4 млрд. долларов. Совершенно очевидно, что в данном случае сработало мощное нефтяное лобби, которое протолкнуло решение о снижении налога на добычу нефти, хотя по объективным показателям эта отрасль менее всех других нуждается в налоговых льготах. Ведь ее рентабельность составляет около 30 процентов, в то время как в среднем по экономике эта цифра в два раза меньше (14 процентов), а в некоторых депрессивных отраслях, например, в автомобилестроении и текстильной промышленности, колеблется в пределах 3-6 процентов.
Разумеется, налоговые льготы для нефтяников – это крупный аванс Путина и его окружения тем экономическим силам, на чью поддержку они рассчитывают в будущем. Примечательно, что сокращение НДПИ не коснется газовой отрасли, где сильны позиции Медведева. Несомненно, борьба за контроль и за льготы для наиболее прибыльных отраслей будет обостряться.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий