ЧТО БЫЛО НА НЕДЕЛЕ (7-13 апреля)
Перспективы перераспределения власти в России
События последней недели подтверждают гипотезу о том, что в новой системе власти в России неизбежно перераспределение полномочий между президентом и премьер-министром и структурные изменения. Появились сообщения о том, что новый президент Дмитрий Медведев может лишиться контроля над полпредами в федеральных округах. Они перейдут в подчинение к Владимиру Путину как премьер-министру и займутся не политикой, а экономикой.
Стоит напомнить, что институт полпредов создавался Путиным для борьбы с независимостью губернаторов и создания жесткой вертикали власти центра над регионами. Конституционность этого института с самого начала вызывала серьезные сомнения, так как в системе управления государства было создано промежуточное звено между центром и регионами без какой-либо публичной подотчетности и ответственности.
После того, как под предлогом трагических событий в Беслане в 2004 г. Путин отменил открытые и прямые выборы региональных лидеров, институт полпредов практически изжил себя. Ведь назначаемые президентом губернаторы были ничуть не менее лояльны Кремлю, чем полпреды. Однако аппараты полпредов с раздутой бюрократической структурой приобрели огромную власть и не собираются с ней расставаться. Если Путин как премьер-министр возьмет их под свой контроль, это даст ему серьезные дополнительные рычаги влияния на политическую и экономическую ситуацию в стране.
Еще одним фактором, который может способствовать дальнейшему усилению позиций премьера Путина визави президента Медведева, может стать его избрание на пост лидера партии «Единая Россия». Как руководитель партии, имеющей квалифицированное большинство в Государственной Думе, Путин будет способен контролировать деятельность парламента, включая прохождение важнейших законопроектов и многие кадровые назначения. Это тоже существенно усилит его влияние.
Отдельные эксперты допускают такой вариант, что Путин сможет провести через Думу и изменения в Конституции и текущем законодательстве, касающиеся сроков президентских полномочий и выборов верховных органов власти в России. Тем самым фактически закрепляется возможность внешне легитимного досрочного ухода Медведева с президентского поста с его заменой Путиным в результате досрочных выборов.
Между тем, отдельные события в стране показывают, что переходный период во власти в России усиливает трения между различными политическими и экономическими кланами. Как мы уже писали, один из ближайших соратников Путина, глава крупнейшего военно-промышленного холдинга «Ростехнологии» Сергей Чемезов уже давно и активно лоббирует идею передачи этой корпорации госпакетов акций более 500 исключительно привлекательных предприятий. Чемезов претендует на контрольные пакеты крупных авиакомпаний - AIRUnion, «Россия» (100% акций), «Владивосток Авиа» (51%) и «Сибирь» ((25,5%). Кроме того, аппетиты «Ростехнологий» распространяются почти на 40 процентов акций автомобильного гиганта «КАМАЗ». Существует мнение, что Чемезов заручился поддержкой и Путина, и нынешнего премьера Виктора Зубкова.
Однако противники Чемезова не дремлют. Среди них чаще всего называют первого вице-премьера Сергея Иванова, курирующего военно-промышленный комплекс. Многие решения в отношении «Ростехнологий» принимались в его обход и ущемляли его интересы. Для ограничения аппетитов Чемезова Сергей Иванов привлек других союзников из ВПК. Благодаря этому ему удалось добиться определенных успехов. Так, государство сохранит «золотую акцию» в ряде предприятий, которые будут включены в состав «Ростехнологий». Не без помощи главы «Российских железных дорог» Владимира Якунина Чемезову не достался «Уралвагонзавод», крупнейший производитель не только железнодорожных вагонов, но и танков. Наконец, Иванову удалось отстоять и не передать Чемезову крупнейший центр НИОКР в области автомобилестроения «НАМИ».
А на прошлой неделе мощный удар по запросам «Ростехнологий» нанесло Минэкономразвития. Там поставили под сомнение целесообразность включение в «Ростехнологии» авиакомпаний и других необоронных предприятий и отказались поддержать соответствующий проект президентского указа, подготовленный Чемезовым. А без визы МЭРТа, по российским бюрократическим стандартам, проект в нынешнем виде дальше не пойдет. Тем самым процесс формирования «Ростехнологий» затягивается на неопределенный период и, скорее всего, вопросы, связанные с ним, будут решены уже при Путине как премьере.
Что происходит с российскими НКО
На прошлой неделе ФСБ провела очередную атаку на иностранные НКО, аккредитованные в России. Директор этого ведомства Николай Патрушев обвинил их в поддержке террористических групп. Он, в частности, заявил, что иностранные НКО снабжают их информацией, необходимой в том числе и для пополнения рядов террористов в России. Никаких конкретных данных в пользу этих утверждений Патрушев не привел.
Статистические данные, обнародованные Федеральной регистрационной службой, красноречиво свидетельствуют о том, что наступление государственного аппарата на независимые НКО приносит ощутимые и пагубные результаты. С 2002 по 2007 гг. число НКО, работающих в России, сократилось почти втрое – с 600 тыс. до примерно 228 тыс. В одном только 2007 году 11 тыс. новым НКО было отказано в регистрации, а почти 8,5 тыс. зарегистрированных общественных групп были закрыты по решению судов.
Как предсказывают эксперты, тяжелое налоговое бремя, а также непомерный бюрократический произвол и давление могут повлечь за собой дальнейшее существенное сокращение числа НКО в этом году. По оценке Марии Коневской, директора одной из правозащитных групп в Санкт-Петербурге, в 2008 г. может закрыться от 15 до 20 тыс. НКО.
Заседание Форума реформ
10 апреля российское представительство Фонда «Наследие» провело очередное заседание Форума реформ – дискуссионного клуба политиков, экспертов, представителей СМИ и деловых кругов. Его тема – «Международный финансовый кризис и его последствия для России». С сообщениями по теме дискуссии выступили заведующий кафедрой международных валютных и кредитных отношений МГИМО (У) В.Ю. Катасонов и научный руководитель Высшей школы экономики Е.Г. Ясин.
В ходе обсуждения высказывались различные, порой полярные, точки зрения на то, как мировой финансовый кризис повлияет на Россию. Одни участники уверены, что в условиях глобализации кризисные явления в мировой экономике и финансовой системе нанесут непоправимый ущерб России и способны привести ее на грань экономической катастрофы. Другие отмечали, что Россия благодаря накопленным валютно-финансовым резервам и преимущественно сырьевой ориентации своей экономики в меньшей степени подвержена финансовым потрясениям на мировой арене и может сохранить свой статус «островка стабильности».
Вместе с тем, большинство участников дискуссии сошлись во мнении о том, что Россия стоит перед лицом серьезных рисков и вызовов, которые ставят под вопрос ее финансовую стабильность в долгосрочной перспективе. К их числу относится, прежде всего, быстро растущая инфляция, порождающая усиление инфляционных ожиданий населения и подрывающая его доверие к основным финансовым инструментам государства и частного сектора. Высказывались предложения о необходимости совершенствования системы прогнозирования и управления финансовыми рисками в банковской сфере и увеличения прозрачности валютно-финансовой сферы.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий