Что показала инаугурация нового президента
Главными событиями прошедшей недели стали, безусловно, радикальные изменения в высшей власти в России. Дмитрий Медведев вступил в должность президента, а его предшественник Владимир Путин был назначен и утвержден главой правительства.
О помпезной инаугурации Медведева уже много написано. Однако очень слабое освещение получила оставшаяся на втором плане проблема – глубокое неуважение власти к человеку, даже представителям национальной элиты. Не будем говорить о такой мелочи, как нехватка вешалок в гардеробе Кремля, из-за чего пальто пришлось складывать прямо на пол. Но когда людей собирают за много часов до начала мероприятия, а высших руководителей страны – председателей палат Федерального собрания, председателя Конституционного суда – выпускают на подиум за полчаса до появления президента, и все они, стоя друг перед другом, ожидают начала церемонии, это уже серьезная проблема.
Тем более что в это же самое время, совершенно без их участия, вне стен кремлевских залов происходит важное событие. Путин покидает свой кабинет, прощается с кремлевским полком. И лишь потом кортеж с Медведевым продвигается в направлении Кремля… А люди тем временем стоят в залах и ничего этого не видят.
Первые официальные заявления Медведева – как во время инаугурации, так на параде в честь Дня победы - дали экспертному сообществу основания предположить, будто новый российский лидер будет занимать более либеральную позицию, чем его предшественник. Действительно, в речах Медведева чаще можно услышать упоминания о правовом государстве и правах человека, а критика в адрес Соединенных Штатов, бывшая традиционной при Путине, стала завуалированной.
Однако это никого не должно вводить в заблуждение. У Медведева, безусловно, хорошие имиджмейкеры, и они, и он сам заинтересованы в создании хорошего образа для нового лидера на Западе. Правильнее в этом случае судить по конкретным делам. Ведь парад в честь Дня победы – первое значимое политическое событие для Медведева – стал беспрецедентной демонстрацией военной мощи России. И совершенно ясно, что показ новой конвенциональной и стратегической военной техники, включая новейшие танки, ракеты и бомбардировщики, был явно адресован внешней аудитории. Вряд ли можно подвергать сомнению и тот факт, что мощное силовое давление, которое сейчас оказывает Москва на Тбилиси, осуществляется с ведома и при участии нового президента.
На прощальном приеме в честь отъезда из Москвы американского посла У. Бернса 6 мая царила некоторая эйфория в связи с подписанием в этот день двустороннего российско-американского соглашения в области ядерной энергетики. Однако буквально на следующий же день Москва объявила о выдворении из страны двух военных атташе американского посольства в России. Так что и в этой сфере приход Медведева каких-то существенных сдвигов в сторону позитива не принес. Поэтому, как представляется, какие-либо выводы о переменах в российской политике пока преждевременны.
Новое правительство России
Объявленные сегодня Путиным назначения в правительстве не принесли неожиданностей. Премьер не только сохранил, но и умножил свою личную кадровую группировку в правительстве. Его первыми заместителями стали бывший глава правительства Виктор Зубков, его давний соратник, и Игорь Шувалов, долгое время работавший помощником Путина по экономике и его «шерпой» в «большой восьмерке».
Заместителями премьера стали и другие путинские креатуры из кремлевской администрации – Игорь Сечин и Сергей Собянин. Замом, но не первым, остался в кабинете министров еще один путинский ставленник Сергей Иванов. Сохранили свои посты вице-премьеры Александр жуков и Алексей Кудрин, также министр финансов, и почти все силовики.
Назначение на пост главы президентской администрации Сергея Нарышкина, считающегося членом питерской группы силовиков, может означать, что Путин через своего ставленника будет по-прежнему контролировать ситуацию в Кремле.
Что касается проведенной реструктуризации ряда министерств и ведомств, то она наводит на мысль о возврате к положению до административной реформы 2003-2004 гг. Это является косвенным признанием ее провала.
Энергетическое оружие России
Вопрос о том, как эффективно использовать энергетические факторы для реализации своих внешнеполитических интересов, серьезно заботит российскую элиту. Ведь обладание огромными ресурсами нефти и газа и их колоссальный экспорт за рубеж, прежде всего в страны Западной Европы, предоставляют Москве сильные рычаги воздействия на политику, экономику и общественное мнение этих государств.
Как известно, в нефтяной сфере Россия выступает отдельно от ОПЕК, хотя нередко и координирует действия с этой организацией. Теперь же Москва проявляет интерес к тому, чтобы создать и «газовою ОПЕК», которая позволяла бы контролировать и международный газовый рынок. В конце апреля на встрече экспортеров газа в Тегеране Россия представила свой проект устава такой организации. Он носит более мягкий характер, чем иранские предложения, полностью копирующие цели и задачи ОПЕК, но сходится с ними в главном – Россия также выступает за то, чтобы форум стран-экспортеров газа стал главной международной площадкой для выработки цены на газ и обсуждения маршрутов новых газопроводов.
По тактическим соображениям, прежде всего для того, чтобы не раздражать Вашингтон, Россия формально возражает против жесткой позиции Тегерана по этому вопросу. В Москве учитывают резко отрицательное отношение Соединенных Штатов к «газовой ОПЕК», которая может стать международным инструментом вымогательства и рэкета и угрожать энергетической безопасности США.
Вместе с тем, следует учитывать, что объективно Россия заинтересована в создании такой организации, которая позволила бы ей фактически диктовать мировые цены на газ. В отличие от нефтяного рынка, где сталкиваются интересы многих производителей по всему миру, рынку газа свойственна высокая степень монополизации. На долю России и Ирана приходится около 90 процентов его мировых запасов. Создание газовой ОПЕК серьезно укрепит политический и экономический инструментарий России в международных отношениях.
История напоминает о себе
Мало кто обратил внимание на небольшую заметку в польской газете «Впрост», касающуюся истории отношения Советского Союза к папе римскому Иоанну-Павлу II. Между тем, она проливает свет на одну из наиболее загадочных историй современного периода – покушение на римского папу. Уже тогда, в конце 1970-х гг. – была широко распространена версия о причастности советских и болгарских спецслужб к этому террористическому акту. Однако дальше догадок и косвенных улик дело не дошло. И вот теперь в распоряжение СМИ попал документ, который с достаточно высокой степенью точности свидетельствует о том, что решение устранить Иоанна-Павла II принималось в Кремле.
Вот что, по данным польской газеты, говорится в постановлении Секретариата ЦК КПСС от ноября 1979 г., предназначенном для исполнения КГБ: «Использовать все доступные возможности для того, чтобы воспрепятствовать новому направлению в политике, начатой польским папой, а в крайнем случае прибегнуть к средствам, выходящим за пределы кампании по дезинформации и дискредитации».
Очевидно, что за этим кремлевским новоязом скрывается неформальный смертный приговор Иоанну-Павлу II. И под ним стоят подписи не только всевластного тогда шефа коммунистической идеологии Михаила Суслова, но и недавно избранного тогда секретаря ЦК Михаила Горбачева…
На Западе эта публикация пока не получила адекватного отклика.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий