Хроника финансового кризиса в России
Финансовый кризис в России, возможно, и не носит пока всеобъемлющего характера, но обладает определенными характеристиками, которые подталкивают к пессимистическим выводам о его перспективах. Прежде всего, обращает на себя внимание фактическое неверие отечественного крупного бизнеса в национальную экономику.
На совещании в российском Белом доме на прошлой неделе премьер Путин обнародовал скандальную информацию о том, что у крупных банков – получателей государственных антикризисных вливаний объем операций по выводу денег за границу возрос. По существу, государственная помощь уходит за рубеж, не достигая тех отечественных финансовых структур, которые в ней особенно нуждаются.
Отток капитала за границу происходит и по другим причинам. Центробанк вынужден тратить большие суммы на поддержание стабильности рубля, который в условиях экономической сумятицы и существенного снижения цен на нефть продолжает падать. Стабилизационный фонд за последний месяц уменьшился на 100 млрд. долларов, и это вызывает серьезную тревогу в российском руководстве.
Если еще недавно накопленные запасы валюты казались огромными и вполне надежными, то теперь, с такими темпами их расходования, они могут исчерпаться уже в будущем году. Наблюдается ажиотажный спрос на иностранную валюту у населения, и это тоже не способствует укреплению рубля. Вкладчики изымают свои деньги даже из надежных государственных банков типа крупнейшего в стране Сбербанка. За прошлый месяц его депозиты уменьшились на 3 млрд. долларов (на 2,5 процента).
Несмотря на многочисленные заверения руководителей финансовых структур об отсутствии планов девальвации рубля, она уже практически произошла. За прошедшие два с половиной месяца рубль уже обесценился более чем на 15 процентов. Это и есть девальвация.
Что же планирует государство для преодоления этих негативных тенденций? Фактически наблюдается стремление в максимальной мере использовать не рыночные рычаги, а методы государственного регулирования, в том числе и с использованием силовых структур. Показательно, например, что в совещании в Белом доме, на котором Путин обвинил крупные банки в выводе денег за рубеж, участвовали Генеральный прокурор Юрий Чайка и министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Капитаны большого бизнеса должны были однозначно воспринять такой состав аудитории как сигнал, что в будущем им, возможно, придется давать объяснения именно этим лицам и в другом месте…
В рамках жесткого госрегулирования Медведев предложил Центробанку назначить специальных комиссаров для наблюдения над расходованием государственных средств, выделенных на борьбу с кризисом. Федеральная служба по финансовым рынкам, регулирующая операции с ценными бумагами, обязала всех участников рынка раскрыть своих конечных собственников, большинство из которых находится в оффшорных зонах.
Вместо того чтобы своими действиями создавать благоприятную среду для бизнеса, правительство только подливает масла в огонь. На прошлой неделе стало известно, что вице-премьер Игорь Сечин распорядился возобновить расследование обстоятельств аварии на руднике крупнейшего производителя удобрений «Уралкалий», произошедшей в 2006 г. В результате этого «Уралкалий» могут обязать заплатить несколько миллиардов долларов.
Решение Сечина сразу обрушило акции «Уралкалия» на целых 75 процентов. Судя по всему, государство ведет дело к установлению контроля над этим прибыльным предприятием путем его банкротства и вытеснения нынешних собственников. В нынешней обстановке это, разумеется, не может не тревожить других представителей российского бизнеса. Скорее всего, они будут свертывать свою деловую активность и выводить средства за границу. А финансовый кризис в стране будет усугубляться.
Кремль ведет линию на усиление своего политического влияния в стране
Кремль явно торопится с реализацией предложений, озвученных президентом Медведевым в послании 5 ноября, об увеличении президентского срока с четырех до шести лет. На прошлой неделе соответствующий законопроект был внесен в Госдуму и сразу же одобрен ею в первом чтении. С чем связана такая спешка?
Многие эксперты считают, что в условиях серьезного экономического кризиса премьер Путин всерьез опасается падения своей популярности как национального лидера. В России именно премьер-министр традиционно считается ответственным за состояние экономики, и ее плачевное положение будет только ухудшать имидж и политические позиции Путина на обозримую перспективу. Поэтому Путин стремится скорее избавиться от премьерского поста и вернуться в президенты.
Если процесс принятия поправок к Конституции пойдет такими же темпами, то уже к концу месяца соответствующие законы будут приняты Госдумой и Советом Федерации, а к концу года одобрены законодательными собраниями регионов и могут вступить в силу. Следовательно, под тем или иным предлогом внеочередные президентские выборы могут быть объявлены уже в будущем году с тем, чтобы обеспечить победу Путину ДО катастрофического падения его рейтинга.
Разумеется, это лишь одна из политических схем укрепления власти нынешней кремлевской группировки. Однако другие шаги, которые предпринимаются ею во внутриполитической жизни страны, вполне вписываются в эту схему. В прошлый уикенд был реализован кремлевский план по роспуску праволиберального Союза правых сил, который отчасти представлял собой организованную оппозицию по отношению к нынешней власти. Согласно замыслу кремлевских политтехнологов, лояльные к власти лидеры СПС наряду с прокремлевскими партиями-карликами («Гражданская сила» и Демократическая партия) образовали новую партию под названием «Правая сила».
В ней уже не осталось каких-либо оппозиционных элементов, и она полностью вписывается в лояльную для Кремля политическую среду. В обмен на послушание «Правой силе» разрешено исповедовать либеральные ценности. Однако это будет, скорее, вербальным упражнением, поскольку конкретных возможностей для реализации этих идей на практике у новой партии не будет. Все прежние лидеры СПС, которые, собственно, и определяли праволиберальное лицо партии – Егор Гайдар, Борис Немцов, отказались участвовать в новом проправительственном проекте. Его поддержал лишь прочно интегрированный в нынешнюю правящую элиту глава «Роснанотехнологий» Анатолий Чубайс.
Что может произойти с теми партиями, которые отказываются быть лояльными Кремлю, наглядно показывает пример Народно-демократического союза экс-премьера Михаила Касьянова. В начале месяца эта организация была принята в европейское объединение правых партий, что продемонстрировало ее международное признание. Однако российское Министерство юстиции под надуманными предлогами уже повторно отказалось зарегистрировать НДС. Эксперты сходятся во мнении, что это политически мотивированное решение направлено на устранение НДС с российской политической сцены.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий