О чем рассказал и о чем умолчал премьер Путин
На прошлой неделе, в соответствии с последними изменениями в Конституции, премьер Владимир Путин впервые отчитывался перед Госдумой. Вполне закономерно, что премьер сделал акцент на успехах правительства и старался избежать разговора о недостатках.
К числу успехов возглавляемого им кабинета Путин отнес те факторы, которые имели место до кризиса – рост ВВП, производительности труда, жилищного строительства. То, что удалось не допустить паралича банковской системы, Путин тоже зачислил на позитивный баланс правительства. Однако серьезного разговора о том, что односторонняя энергоресурсная ориентация российской экономики в целом и экспорта в частности завела Россию в тупик, не получилось. В этом плане парламентарии подыграли премьеру и не стали раздражать его острыми вопросами.
Не последовало и дискуссии о том, насколько правильными были действия правительства и Центробанка по так называемой «плавной» девальвации рубля, которая повлекла за собой утрату значительной части Стабилизационного фонда, но не помешала обесценить рубль на целых 50 процентов по отношению к бивалютной корзине «доллар/евро». Отсутствие транспарентности и подотчетности в расходовании государственных средств, выделяемых на антикризисную помощь, по сути дела, также осталось за скобками отчета Путина и обсуждения в Думе.
Вместе с тем, нельзя отказать Путину в определенных здравых подходах. Он признал, что правительство испытывает серьезное давление со стороны партий и профсоюзов в пользу возврата прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц, но довольно решительно выступил за сохранение плоского 13-процентного подоходного налога. При этом он несколько раз повторил, что весь мир завидует этой российской норме. Стоит, однако, сказать, что Путин допустил возможность пересмотра плоского налога в будущем.
На фоне в целом оптимистичного выступления премьера определенным диссонансом прозвучало его же заявление о том, что 2009 год будет трудным для страны. Он не стал вдаваться в детали этой темы, но известно, что большинство прогнозов экономического развития России не слишком радужны.
Так, инфляция за март составила 1,3 процент, а за первый квартал цены выросли на целых 5,4 процентов. В пересчете на год это может составить свыше 20 процентов при официальном прогнозе в 13 процентов. Это значительно выше, чем в США и Европе.
Целый ряд факторов, о которых тоже умолчал Путин в своем выступлении перед Госдумой, ведет к росту инфляции. Происходит активное вливание в экономику денег Резервного фонда. К июню планируется потратить 30 процентов его средств. Девальвация рубля также способствует значительной инфляции, прежде всего, за счет значительного роста цен на импортные товары, к которым российское население привыкло за годы нефтегазового бума.
Неблагоприятное экономическое положение России не может не сказываться и на политической ситуации в стране и вокруг нее. Неслучайно, что практически провалилась программа переселения в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, в основном, в постсоветских государствах. Эта программа была инициирована экс-президентом Путиным еще в 2006 г. и предполагала, что в Россию будет приезжать на постоянное место жительства 300 тыс. человек в год. Однако за три года их число составило всего 10 тыс. человек. Притягательность российской политической и экономической модели для россиян, проживающих за границей, весьма ограничена, а сложные бюрократические процедуры оформления разрешения на проживание многих просто отпугивают.
События последних дней в Молдавии также показали, что население постсоветских государств все в меньшей мере хочет находиться в орбите влияния России и стремится любыми способами влиться в западные экономические и политические структуры. Именно в них значительная часть молодежи и среднего класса видит возможности улучшения своей жизни и развития своей страны.
Призрак «цветной революции» вновь отчетливо замаячил вблизи российских границ, и это не может не тревожить Кремль. Разумеется, легко можно отнести любые антиправительственные выступления в Кишиневе и других столицах на счет происков враждебных сил из-за рубежа, как это обычно делает Москва и ее союзники в постсоветском пространстве. Однако это не снимает коренного вопроса о привлекательности той или иной социально-экономической модели развития и о свободе цивилизационного выбора для народов, расстающихся с коммунистическим прошлым. Об этом Путин, конечно, тоже не говорил.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий