Налогообложение в условиях кризиса: этатистский и рыночный подходы
В условиях жестокого экономического кризиса Россия, как и многие другие государства, столкнулась с серьезными трудностями в пополнении федерального бюджета. Поскольку правительство продолжает ставить перед ведомствами, отвечающими за бюджет, задачу обеспечить максимальные поступления, и Федеральная налоговая служба, и Минфин, и Минэкономики выступают с различными вариантами увеличения налоговых сборов.
Наиболее антирыночные меры предлагаются Федеральной налоговой службой. К числу одиозных предложений, выдвинутых этим ведомством, относится введение обязательного сбора в 0,5 процента со всех финансовых транзакций. Эта мера серьезно затронет интересы тех корпораций и отраслей, которые зависят от большого количества поставщиков и посредников, и значительно увеличит затраты на производство товаров и услуг. Она вряд ли приведет к увеличению поступлений в бюджет и, скорее, спровоцирует быстрый уход ряда ключевых секторов экономики в теневую сферу.
По сообщениям прессы, пять ведущих экспертов в сфере налогообложения, не сговариваясь, осудили это предложение, назвав его «глупым», «несправедливым», «уродливым», «иррациональным», «из области фантастики». Даже Минфин, в состав которого входит ФНС, возражает против этой меры. Так что шансов на прохождение у этой инициативы немного.
Другие меры, предлагаемые ФНС, также носят репрессивный характер. Предлагается, например, ввести дополнительную регистрацию плательщиков НДС, которая заставит предприятия вновь проходить регистрацию в госорганах. Это также продление срока взыскания налоговой задолженности с одного года до трех. Это также и фактическая отмена для ФНС принципа банковской тайны путем разрешения ей доступа к базам данных Центробанка и финансовой разведки.
Более рациональный и рыночный характер носят антикризисные налоговые предложения Минэкономики. Они базируются на здравой идее о том, что для стимулирования экономики и восполнения дефицита бюджета необходимо не увеличивать, а снижать налоги.
Минэкономики предлагает отложить увеличение социальных сборов, которое в прошлом году было предложено Минздравом, а также снизить нагрузку по налогу на прибыль. Дополнительные налоговые льготы предусматриваются для модернизирующихся предприятий и для стимулирования энергосбережения.
Весьма уместными выглядят и предложения Минэкономики в отношении малого бизнеса. Во-первых, предлагается значительно расширить круг предприятий, использующих упрощенную форму налогообложения. Сейчас потолок оборота для таких предприятий составляет примерно 800 тыс. долларов в год, а планируется увеличить его приблизительно до трех миллионов.
Во-вторых, предполагается разрешить региональным властям снижать ставку налога для таких предприятий до нуля. Речь идет о стимулировании занятости, производства и конкурентоспособности малого бизнеса.
В конечном итоге, решающую роль в межведомственной борьбе вокруг антикризисного налогообложения будет играть позиция Минфина. Она двойственная. С одной стороны, там понимают, что увеличение налогов бюджет не спасет, а лишь будет препятствовать развитию бизнеса и выходу из кризиса. С другой стороны, и радикальное – вплоть до нуля - снижение налога на малый бизнес воспринимается скептически, поскольку повлечет за собой немедленное сокращение поступлений, а плоды принесет лишь в отдаленной перспективе.
Результаты интеллектуальной работы Минфина должны быть воплощены в объемном документе под названием "Основные направления налоговой политики на 2010-2012 годы". Она затягивается из-за разногласий между ведомствами и, что важнее, между двумя концептуальными – этатистским и рыночным – подходами к поискам путей выхода из кризиса в российских верхах.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий