Как Москва будет управлять Северным Кавказом
В последнее время в Кремле весьма озабочены развитием ситуации на Северном Кавказе. Волна терроризма не только не спадает, но и имеет тенденцию к нарастанию. Всепроникающий характер коррупции в этом регионе вынужден был признать в своем послании и сам президент Дмитрий Медведев. Действительно, давно назрела необходимость решений, которые позволили бы стабилизировать обстановку в регионе.
На прошлой неделе президент Медведев, наконец, объявил о своих решениях. Образован новый федеральный округ – Северокавказский, который выделен из крупного Южного федерального округа. Его руководителем в качестве полномочного представителя президента назначен бывший губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, который одновременно назначен и вице-премьером. Таким образом, Хлопонин оказывается в двойном подчинении – и у президента Медведева, и у премьер-министра Путина. Считается, что это поможет ему сконцентрировать в своих руках большие полномочия и эффективно использовать свой опыт экономического и политического менеджера. Так ли это?
Как обычно бывает в России, решения по Северному Кавказу носят чисто бюрократический характер. Они базируются на распространенной среди чиновников всех стран и уровней иллюзии, будто образование новой структуры и назначение нового руководителя поможет снять все проблемы. Однако такой близорукий подход вряд ли даст плодотворные результаты. По уровню экономического развития, по своей социальной и политической структуре, историческим и культурным традициям республики Северного Кавказа чрезвычайно далеки от остальной России. Общепринятые рецепты, которые используются в других регионах, здесь не работают.
Образование нового института с Хлопониным во главе наводит на мысль о том, что Кремль фактически вводит прямое управление регионом из Москвы в ущерб правам национальных республик как субъектов федерации. Это вряд ли вызовет позитивную реакцию у местных руководителей, которые традиционно имеют высокую степень самостоятельности, особенно у полновластного главы Чечни Рамзана Кадырова. Ведь до сих пор считалось, что такой пост может занять именно он. Поэтому вряд ли можно ожидать, что новые структурные образования в управлении Северного Кавказа снимут существующую напряженность и приведут к политической стабильности в регионе.
Что касается роста экономического благосостояния, с которым особенно связывают назначение Хлопонина, то и здесь перспективы не слишком обнадеживающие. В Москве делают расчет на то, что Хлопонин, будучи весьма богатым человеком в результате работы в крупных коммерческих структурах, не будет подвержен коррупции и сможет жестко проводить антикоррупционную политику в своей зоне ответственности. Однако нельзя не учитывать, что Хлопонин приходит в такую среду, где коррупционные связи уже носят устоявшийся характер, сложились, как минимум, в течение последних двух десятилетий и замыкаются не только на местных руководителей, но и на высокопоставленных чиновников в Москве. Вызывает большие сомнения, что Хлопонин как новичок в регионе сможет сломать этот разветвленный механизм и создать иную, свободную от коррупции экономическую систему. Его опыт реализации социально-экономических проектов в Сибири едва ли будет применим на Кавказе.
Северный Кавказ – не единственная «головная боль» для Кремля. Ситуация в других республиках с этнически нерусским населением тоже начинает вызывать беспокойство. Не случайна в этом плане неожиданная отставка президента Татарстана Минтимера Шаймиева, которую он официально преподносит как добровольную. Шаймиев более 20 лет руководил Татарстаном и фактически является негласным дуайеном среди лидеров республик, входящих в состав России. Он далеко не во всем соглашался с Кремлем и нередко подвергал критике решения Москвы. Так, например, в середине 1990-х гг. в ходе чеченской войны Татарстан отказался отправлять призывников из республики для ведения боевых действий против «мусульманских братьев».
Судя по всему, выстроенная Шаймиевым собственная вертикаль власти в Татарстане не очень устраивала Кремль, который стремится к единообразию такой вертикали на базе собственных принципов и интересов. В любом случае новый руководитель (им станет нынешний премьер-министр республики Рустам Минниханов) не будет такой авторитетной и самостоятельной политической фигурой, как Шаймиев, и будет вынужден действовать с оглядкой на Кремль. Тем самым, как надеются в Москве, полная интеграция Татарстана в кремлевскую вертикаль власти будет обеспечена.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий