Россия после конфликта с Грузией
Российско-грузинский конфликт по-прежнему далек от разрешения. В Тбилиси и Москве продолжают по-разному интерпретировать достигнутые при посредничестве Евросоюза договоренности. В Кремле явно заинтересованы в том, чтобы максимально ограничить участие международных организаций в наблюдении и осуществлении миротворческих функций. Россия фактически получила «добро» на размещение своих вооруженных сил в Абхазии и Южной Осетии, и это серьезно укрепило ее военно-политические позиции на Кавказе.
Прошедшая на прошлой неделе встреча руководителей Организации Договора о коллективной безопасности, включающей в себя союзников России в постсоветском пространстве, показала, что Москва активно ведет курс на превращение этого форума в мощный военно-политический блок для противостояния НАТО. В отличие от встречи Шанхайской организации сотрудничества в Душанбе двумя неделями раньше Москве в большей степени удалось заручиться поддержкой союзников в отношении военной акции против Грузии. Ключевой значение для России имеет и согласие других участников ОДКБ наращивать военную составляющую Договора. Однако даже здесь Кремль столкнулся с нежеланием партнеров признать независимость Абхазии и Южной Осетии.
Большое значение в Кремле придают сейчас пропагандистскому сопровождению внешнеполитической линии. Судя по всему, и Путин, и Медведев отдают себе отчет в том, что первый раунд информационного противостояния с Саакашвили – в начале вооруженного конфликта и непосредственно в его ходе – они проиграли и сейчас стремятся к реваншу. Значительно активизирована деятельность проправительственных СМИ, а сами лидеры охотно публично выступают с всевозможными комментариями и интервью.
Как следует из комментариев российских СМИ, большую роль в обработке общественного мнения на Западе Кремль отводил «Валдайскому клубу» - дискуссионному форуму западных политологов и журналистов, специализирующихся на России. Российским лидерам было необходимо показать, что представители западной интеллектуальной элиты не только не отказались от контактов с Москвой, но, и напротив, продолжают взаимодействовать с Кремлем, как будто ничего не произошло. При этом проправительственные СМИ целенаправленно создавали впечатление, что на встречах с Путиным и Медведевым западные политологи чуть ли не единодушно разделяли позицию Москвы и воздерживались от каких-либо критических замечаний. Зато обильно цитировались жесткие высказывания Путина на свойственном ему арго.
Одной из сенсаций стало заявление президента непризнанной Южной Осетии Эдуарда Кокойты о том, что его республика воссоединится с Северной Осетией и войдет в состав России. Это признание многих шокировало, так как пролило новый свет на перспективы развития ситуации в регионе. Судя по всему, Кремль не заинтересован в том, чтобы форсировать развитие событий в том русле, которое обозначил Кокойты, и заставил южноосетинского лидера фактически дезавуировать собственное высказывание. Однако существенный элемент неопределенности относительно статуса Южной Осетии, безусловно, остался.
Характерно и вновь обозначившееся разделение труда между Путиным и Медведевым, которое также проявилось на «Валдайском клубе». Премьер Путин, в чью компетенцию формально входят, главным образом, вопросы экономики, говорил практически исключительно о политике. А президент Медведев, курирующий всю сферу национальной безопасности, наоборот, рассказывал участникам о российской экономике и ее инвестиционной привлекательности. Такое распределение функций не оставляет сомнений в том, кто главный в нынешнем тандеме лидеров.
Экономические трудности России
В последние дни Россия столкнулась с серьезным экономическим кризисом. Последовавшее вчера падение фондового рынка носит беспрецедентный характер. Индекс ММВБ упал сразу на 17,5 процентов, что является рекордом для одного дня торгов. А другой ключевой индекс – РТС – снизился на 11,5 процентов, что сразу на 80 млрд. долларов обесценило рыночную стоимость ведущих национальных компаний. Общие потери российского фондового рынка за последние три месяца составили около 750 млрд. долларов, то есть примерно половину его стоимости.
Многочисленные заявления российских руководителей о том, что падение национальных экономических рынков обусловлено исключительно факторами мирового экономического кризиса, вызывают серьезные сомнения. Это особенно видно на фоне того что как раз вчера наметился определенный подъем американских финансовых индексов.
Падение российских финансовых рынков, безусловно, связано с международной ситуацией, но имеет и глубокие внутренние корни. Существенный рост инфляции, односторонняя зависимость экономики от сырьевого экспорта, возрастание политических рисков и уменьшение инвестиционной привлекательности страны накладывают серьезный отпечаток на экономическую ситуацию. И хотя, по заверениям председателя Центрального банка Сергея Игнатьева, отток капитала из страны остается незначительным, эксперты подвергают эти оценки сомнению. Тогда как Игнатьев называет цифру всего в 5 млрд. долларов, то независимые эксперты считают вполне реальным отток в размере 22-25 млрд. долларов.
Состоявшаяся на днях встреча президента Медведева с руководством Российского союза промышленников и предпринимателей не внесла успокоения в ряды российского бизнеса. Президент сделал все, чтобы убедить большой бизнес в правоте Кремля в ходе российско-грузинского конфликта, хотя, в целом, какой-то оппозиции со стороны делового мира и не просматривалось. Однако представители бизнеса так и не услышали от Медведева главного из того, что их интересовало – однозначного подтверждения его предвыборного обещания о снижении НДС. И это неслучайно.
Ситуация со снижением НДС действительно зашла в тупик. Можно с большой степенью уверенности говорить о том, что эта идея практически похоронена. Министр финансов Кудрин, который активно противостоял планам снижения НДС, похоже, одержал верх над министерством экономики, которое как раз и лоббировало эту популярную среди бизнеса меру. Кудрин считает, что снижение НДС до 12 процентов приведет к катастрофическим последствиям для федерального бюджета, и через весьма короткий промежуток времени его придется вернуть к нынешним 18-ти и даже, возможно, поднять до 19-20 процентов.
Если экономический криз в России будет усугубляться, а мировая конъюнктура цен на энергоносители будет складываться не в пользу России, то НДС, конечно, не будет снижен. Более того, в планах Минфина – фактическое повышение других налогов и сборов, которое серьезно ударит по интересам бизнеса и населения. А это чревато новым раундом политической и экономической нестабильности в России.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий