Принесет ли результаты оживление в российско-американских отношениях
На прошлой неделе обозначилось существенное оживление в российско-американских отношениях. В Москве побывали заместитель госсекретаря США Уильям Бернс, новый директор по России в Совете национальной безопасности Майкл Макфол, заместитель помощника госсекретаря по проблемам Центральной и Южной Азии Патрик Мун.
Повестка дня российско-американских отношений вроде бы многоплановая. Это и ядерное разоружение, и проблемы противоракетной обороны, и сотрудничество в отношении ситуации в Афганистане. Обозначились контуры антикоррупционного соглашения, которое, как считается, может стать первым документом, подписанным администрацией Обамы и Кремлем.
Однако эта активизация отнюдь не вызывает эйфории. Вопрос по-прежнему заключается в том, насколько все ведущиеся переговоры будут реально результативными, а не просто создавать видимость внешнеполитического сближения. Дипломаты обеих стран имеют большой опыт в создании показухи, которая только вуалирует существующие разногласия и, по сути дела, усугубляет противоречия.
Многое в позициях сторон по обсуждающимся вопросам еще неясно. Более того, создается впечатление, что по ряду тем, например, в отношении нового договора по стратегическим ядерным вооружениям, четкой позиции ни у России, ни у США вообще нет. То есть идут переговоры о переговорах, а это сам по себе длительный процесс.
Ситуация в Афганистане действительно требует радикальных решений. Они вполне могут носить совместный характер. Вопрос, однако, в том, совпадают ли долгосрочные интересы России и США в Афганистане. Урегулирование афганской проблемы в том русле, как его видит Вашингтон, воспринимается в Москве как потенциальный фактор ослабления российского влияния в регионе. Поэтому существуют и будут существовать естественные пределы и ограничения на пути российско-американского сотрудничества по Афганистану.
Россия фактически лишила США важных для их транзита в Афганистан военных баз в Киргизии и Узбекистане (ни у кого не вызывает сомнения, что и Бишкек, и Ташкент приняли соответствующие решения под давлением Москвы). Теперь вопросы организации транзита фактически находятся под контролем Москвы, и именно она будет решать, в каком формате и в каких объемах он будет осуществляться. Эти решения совсем необязательно будут совпадать с планами США и НАТО, и поэтому трения здесь будут неизбежны.
Что показывает экономическая дискуссия в России
На прошлой неделе в Москве было презентовано сразу два доклада, посвященных перспективам экономического развития России. Выступление заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова было выдержано в оптимистических тонах и содержало призыв к реализации программы «Стратегия-2020», выдвинутой премьером Владимиром Путиным еще до кризиса. Призывы кремлевского чиновника были восприняты скептически. Время, прошедшее со времени принятия «Стратегии-2020», радикально изменило экономический и социальный ландшафт в стране. Сейчас этот документ очень напоминает нечто вроде программы КПСС, которая была принята на партийном съезде в 1961 г. и содержала заведомо невыполнимое обещание построить коммунизм к 1980 г. Как известно, коммунизм отправился на свалку истории. То же самое может случиться с декларациями «Стратегии-2020». Однако Кремль, судя по всему, не хочет отказываться от популистских лозунгов и сохраняет их в своем пропагандистском арсенале.
«Институт современного развития», который, как считается, представляет реалистически мыслящее крыло в российской элите, выступил с более пессимистическими оценками экономической ситуации. В его докладе подчеркивается серьезный характер экономического спада и отвергается правительственная версия о том, что кризис в России вызван исключительно западной заразой.
В отличие от официального курса на поддержку крупных финансовых институтов и корпораций, которые получают финансовую помощь благодаря близости к Кремлю и Белому дому, доклад «Института современного развития» акцентирует необходимость стимулирования малого и среднего бизнеса. Именно он, по мнению авторов доклада, способен оживить экономику и вывести страну из кризиса. Однако маловероятно, что эти здравые рекомендации лягут в основу правительственного курса. Их выполнение не принесет тех колоссальных корыстных выгод для правительственных чиновников и их партнеров в бизнесе, которые заложены в нынешних антикризисных схемах.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий