Власть должна сделать выводы из результатов местных выборов
Состоявшиеся в прошлое воскресенье местные выборы в 79 регионах России вроде бы ознаменовались победой проправительственной «Единой России». Однако внимательный анализ расстановки сил по регионам показывает, что поддержка правящей партии в стране существенно уменьшается. В сравнении с выборами в Госдуму, прошедшими менее чем полтора года назад, «Единая Россия» потеряла голоса практически везде.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в ряде этнических регионов, особенно на Северном Кавказе, где избиратели традиционно голосуют за партию власти, позиции «Единой России» весьма ослабли. В Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, например, она получила почти на четверть голосов меньше, чем в 2007 г. Пример Татарстана, где у «Единой России» практически прежние 80 процентов, в этом плане нетипичен, поскольку во главе республики стоит один из лидеров единороссов Минтимер Шаймиев. Результаты же по северокавказским республикам приводят к выводу, что региональные элиты отнюдь не едины в своей поддержке «Единой России» и все больше ориентируются на другие, прежде всего, левые партии.
С этой точки зрения весьма примечателен существенный рост голосов, поданных за коммунистов и левосоциалистическую «Справедливую Россию». Несмотря на то, что в большинстве регионов у «Единой России» сохраняются мощные рычаги манипулирования результатами выборов (так называемый «административный ресурс»), коммунисты значительно увеличили свой электорат практически во всех регионах. «Справедливая Россия», которая рассматривается многими как прокремлевский резерв, способный взять власть в случае поражения «Единой России», тоже получила больше голосов, чем в 2007 г., но все равно отстает от коммунистов.
Результаты Либерально-демократической партии Владимира Жириновского не очень впечатляют. В целом, партия осталась на тех же позициях и по сути дела не увеличила своего влияния. Это, безусловно, связано с тем, что либерал-демократы по большинству вопросов поддерживают «Единую Россию» и в глазах избирателей ассоциируются с ее политикой. А имидж лидера ЛДПР уже не играет прежней мобилизующей роли для электората этой партии.
В целом, результаты выборов в местные органы власти отчетливо продемонстрировали, что население все больше недовольно линией «Единой России» как в центре, так и на местах, и это растущее недовольство материализуется в поддержке оппозиционных партий. Однако и они, со своей стороны, не предлагают каких-либо конструктивных путей выхода из кризиса. Подобная ситуация, очевидно, ведет Россию в опасный политический тупик.
Опросы общественного мнения свидетельствуют и о растущем разочаровании населения в результатах деятельности нынешнего президента Дмитрия Медведева. Еще больше упал рейтинг доверия к премьеру Владимиру Путину. Характерно, что большинство россиян по-прежнему полагают, что реальная власть находится именно в руках Путина, а не Медведева. Причем число тех, кто считает, что страной действительно управляет нынешний президент, снизилось за год его пребывания во власти в два раза и составляет всего 12 процентов.
Попытки власти использовать фактор военной угрозы для консолидации общества, как опять-таки свидетельствуют опросы общественного мнения, не срабатывают. Более 50 процентов граждан страны считают, что военной угрозы для России не существует, и эта цифра увеличивается. Несмотря на массированную обработку населения предвзятой информацией об экспансии НАТО и антироссийском характере американской ПРО в Европе, россияне по-прежнему слабо верят в то, что Запад угрожает России. Сокращается и число тех, кто считает необходимым увеличение военных расходов и численности армии. Это говорит не только о здравом смысле, преобладающем у определенной части населения, но и о прямом влиянии экономического кризиса на общественные настроения. В условиях ухудшающегося экономического положения люди все менее склонны поддерживать амбициозные проекты, в том числе и военные, которые были разработаны правительством еще до кризиса.
Осуществляемые правительством меры по выходу из кризиса воспринимаются большинством населения, скорее, как попытки властей спасти своих ставленников в крупном бизнесе, чем помочь простым гражданам. Социальная напряженность в стране нарастает, хотя и подспудно. Серьезным источником нестабильности становится массовая безработица в моногородах, там, где от одного предприятия зависят судьбы десятков, а то и сотен тысяч людей. Появились признаки нарастания насильственной преступности, связанной с экономическими трудностями. Пока не чувствуется, что власти воспринимают возникающие угрозы всерьез. Однако история учит, что российский бунт всегда начинается неожиданно и страшно.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий