К чему приведут переговоры Сергея Лаврова и Хилари Клинтон
Женевская встреча руководителя российского МИДа С. Лаврова и госсекретаря США Х. Клинтон не вызвала большого интереса в России. В Москве не очень верят в возможность каких-либо быстрых успехов в развитии двусторонних отношений и решения многочисленных спорных проблем. Правда, некоторые сигналы, которые вашингтонская администрация подает Москве, в частности, в отношении ПРО в Европе, восприняты в Кремле с определенной надеждой, так как могут содействовать достижению российских внешнеполитических целей.
По мнению обозревателей, которые реалистично оценивают нынешнюю международную ситуацию, формирующийся сейчас подход администрации Обамы к отношениям с Россией страдает серьезными концептуальными изъянами. Циркулирующая идея о том, чтобы разменять размещение ПРО в Восточной Европе на более активное участие России в сдерживании ядерной программы Ирана, основана на ложных предпосылках. Во-первых, оппозиция со стороны Москвы планам размещения ПРО в Польше и Чехии явно преувеличена. Она носит, скорее, демонстративный, чем содержательный характер. В реальности, в Кремле никто не верит, что радар в Чехии и противоракеты в Польше могут угрожать безопасности России. Вопрос об американской ПРО является козырной картой Москвы в ее традиционной игре по использованию и нагнетанию противоречий между США и Западной Европой.
При этом расчет делается на то, что в обоих случаях – и при размещении, и при неразмещении ПРО – Москве удастся вбить клин между Вашингтоном и его союзниками по НАТО. В первом случае предполагается, что ответные меры России, вроде размещения ракет «Искандер» вблизи границ стран НАТО, напугают «старую» Европу и заставят ее элиты и население протестовать против американского решения. Во втором же случае – при отказе США от размещения ПРО - неминуемо возникнет кризис доверия к Америке как гаранту безопасности НАТО среди стран, относимых обычно к «новой» Европе. Признаки такой утраты доверия к США уже проявились в позиции польского правительства, которое не желает отказываться от принятия на своей территории американских противоракет.
Переговоры между Вашингтоном и Москвой о ПРО будут неизбежно восприниматься в европейских столицах как проявление слабости администрации Обамы и подрывать единство НАТО.
Что касается сотрудничества с Россией по иранской проблеме, то здесь администрация Обамы, похоже, преувеличивает возможности и желание Москвы влиять на Тегеран. Судя по всему, иранская ядерная программа уже приняла необратимый характер, и Россия мало что может сделать для того, чтобы остановить ее. Более того, влиятельные политические силы в России, связанные с военно-промышленным и ядерным комплексом, отнюдь не заинтересованы в прекращении исключительно выгодного для них ядерного сотрудничества с Тегераном.
Поэтому, если в администрации Обамы и существуют надежды, что в обмен на неразмещение ПРО Россия поможет Америке нейтрализовать ядерные амбиции Ирана, им вряд ли суждено сбыться. Переговоры с Москвой по сдерживанию ядерной программы Ирана также, скорее всего, будут носить сложный и длительный характер и по сути дела будут на руку Тегерану, давая ему дополнительное время для завершения ядерных разработок.
Таким образом, продвижение по тому пути, который вроде бы обозначился на женевской встрече Лаврова и Клинтон и может получить дальнейший импульс на апрельском саммите Медведева и Обамы в Лондоне, фактически не решает ни одной проблемы, а лишь усугубляет их.
Как развивается кризис в России
В последние недели наметилась некоторая стабилизация рубля по отношению к ключевым международным валютам. В результате фактически проведенной девальвации российской национальной валюты резко, почти на 40 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сократился импорт. Это позволило несколько сбалансировать потери от экспорта и сохранить положительное сальдо внешней торговли.
Однако тенденция к сокращению экспорта продолжается, несмотря на благоприятную для него международную конъюнктуру ввиду девальвации рубля. За один только январь текущего года экспорт уменьшился более чем на 50 процентов. Это высвечивает серьезные изъяны в экспортной политике российского правительства. Она опирается главным образом на экспорт энергоносителей. Поэтому падение цен на них в мировом масштабе нанесло непоправимый урон российской экономике. В условиях слабой конкурентоспособности российских товаром даже 50-процентная девальвация рубля не спасает российских экспорт.
Принимаемые правительством меры свидетельствуют о том, что главные надежды оно по-прежнему связывает исключительно с возможным ростом цен на нефть. Правда, обозначилась тенденция к свертыванию некоторых амбициозных проектов, принятых в докризисную эпоху. Показательна в этом плане реорганизация аппарата правительства, в ходе которой фактически ликвидирован специальный департамент национальных проектов.
Как известно, именно грандиозные планы субсидирования здравоохранения, образования, сельского хозяйства и жилищного строительства, подкрепленные массированным вливанием нефтедолларов, помогли избранию Медведева президентом в 2008 г. Сейчас эти проекты – и в силу политической нецелесообразности, и по финансовым причинам – отодвигаются на второй план. А это неизбежно чревато нарастанием социальной напряженности и недовольства населения невыполненными обещаниями Кремля.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий