Цена на нефть: вопрос жизни и смерти для российского правительства
Мировая цена на нефть – это поистине вопрос жизни и смерти для режима Путина-Медведева. Российская экономика в исключительно большой степени зависит от экспорта энергоносителей. Федеральный бюджет 2009 г., принятый более 6 месяцев назад, был рассчитан из чрезвычайно оптимистичной цены в 95 долларов за баррель. При ее нынешнем уровне в два с половиной раза ниже доходная часть бюджета, а, следовательно, и его выполнение в целом, находится в катастрофическом состоянии.
В условиях падения спроса на энергоносители на мировых рынках Россия мало что может сделать для повышения цены на нефть. Однако Кремль пытается воздействовать на международную конъюнктуру с помощью имеющихся у него рычагов. Наглядным примером стало беспрецедентное давление России на участников заседания ОПЕК в Вене с целью побудить их к снижению добычи нефти. Именно в снижении добычи Москва видит возможность повышения цен на нефть.
Российский вице-премьер Игорь Сечин выступил в Вене с опять-таки беспрецедентным по продолжительности докладом, в котором предлагал перейти на долгосрочные контракты между производителями и потребителями и шире практиковать резервирование нефти, то есть ее хранение и замораживание месторождений. Однако призывы Сечина, которые влекут за собой крупные затраты и убытки для производителей нефти, не были поддержаны большинством стран ОПЕК.
Более того, идея сокращения производства также не получила позитивного отклика в Вене, и решение об этом принято не было. А отдельные страны, не входящие в ОПЕК, например, Азербайджан, вообще намерены увеличивать добычу для обеспечения валютных поступлений.
Таким образом, Россия, которая официально не входит в ОПЕК, пока остается на обочине процесса формирования мировых цен на нефть и, как показала венская встреча, не в состоянии реально влиять на них. Непосредственной реакцией мировых рынков на недавнее заседание ОПЕК стало новое снижение цен на нефть, которое болезненно ударит по России.
Трудно складываются отношения в энергетической сфере между Россией и ее ближайшими соседями. Растущая привлекательность проекта «Набукко», который пойдет в обход России, ставит под сомнение продвигаемые Россией планы транзита энергоресурсов из Азербайджана через ее территорию в порт Новороссийск.
Позиция официального Баку имеет очень большое значение для Кремля. Как показал визит главы российского МИДа Сергея Лаврова в Азербайджан, Москва готова идти навстречу Баку в политическом плане в обмен на поддержку ее экономических устремлений. В частности, Россия стремится развеять опасения Азербайджана по поводу создания коллективных сил оперативного реагирования в рамках Организации Договора коллективной безопасности и может попытаться оказать давление на Армению с целью сближения Баку и Еревана по проблеме карабахского урегулирования.
Однако политические авансы со стороны Москвы необязательно приведут к изменению азербайджанской позиции. Российская линия, как обычно, отличается противоречивостью и непредсказуемостью. Незадолго до визита Лаврова появились сообщения о том, что Москва в безвозмездном порядке уже передала Еревану оружия на 800 млн. долларов. Пока эти сообщения не нашли подтверждения, но вполне возможно, что подобные планы действительно существуют. Ведь Армения является единственным союзником России в Закавказье и постоянно получает от нее политические, экономические и военные привилегии. Тесные связи между этими двумя странами постоянно являются серьезным раздражителем в российско-азербайджанских отношениях и ограничивают возможности Москвы выступать в качестве независимого и объективного посредника в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Азербайджанское руководство с известным недоверием воспринимает обещания России в политической и экономической области, и это неминуемо сказывается на его подходе к сотрудничеству с Москвой в энергетической сфере.
Экономический кризис провоцирует рост ксенофобии и преступности в России
Безработица и социально-экономическая нестабильность, вызванная продолжающимся кризисом, уже привели к реальным социально-политическим последствиям в России. В Москве в структуре занятости традиционно высока доля гастарбайтеров, и сейчас многие из них потеряли работу. Соответственно, по данным московской милиции, увеличились показатели уличной преступности с их участием. В качестве ответной реакции растет волна насилия со стороны жителей Москвы в отношении иногородних, преимущественно выходцев с Кавказа и из Средней Азии. В 2008 г. москвичи совершили более 90 нападений на граждан неславянской внешности. Рост таких преступлений в сравнении с 2007 г., по официальным данным, составил 300 процентов.
На самом деле таких криминальных эпизодов гораздо больше, латентность этого вида преступности высокая. Просто нелегальные мигранты (а их в Москве десятки, если не сотни тысяч) предпочитают не обращаться в милицию, опасаясь выдворения.
Московские власти пока не имеют четкого представления о том, как бороться с ростом межэтнической напряженности и преступности в огромном мегаполисе. Выдвигаются планы резкого сокращения практики использования гастарбайтеров, создание карт районов, где наиболее вероятны конфликты на межнациональной почве и где необходимы особые меры по охране правопорядка. Однако эксперты сомневаются, что эти меры могут привести к нормализации обстановки в Москве. Отсутствует продуманная и целостная миграционная политика на федеральном и городском уровнях, а между декларируемыми обязательствами по международным соглашениям и действительным положением дел существуют серьезные нестыковки. Всё это отнюдь не способствуют разрешению конфликтов, а лишь загоняет проблему вглубь.
Возможное обострение экономической ситуации в стране приведет к еще большему усилению межэтнических конфликтов как в Москве, так и по всей Российской Федерации.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий