К чему ведет политика перезагрузки
События последних дней показали, что объявленная в прошлом году администрацией Обамы политика перезагрузки отношений с Россией не только не приносит положительных результатов, но, напротив, создает новые проблемы для США и их союзников. Накануне традиционной международной конференции по вопросам безопасности в Мюнхене президент Медведев обнародовал новую военную доктрину России. В ней впервые за постсоветское время в числе основных внешних военных угроз прямо называются факторы, непосредственно связанные с интересами и политикой США, – расширение НАТО, развертывание систем противоракетной обороны, в том числе космического базирования, принятие на вооружение стратегических высокоточных неядерных систем.
Выступление российского министра иностранных дел Сергея Лаврова в Мюнхене носило весьма острый характер. Россия резко отреагировала на решение Румынии разместить на своей территории американскую систему ПРО. Как заявил Лавров, «мы не понимаем как базы в Европе и, в частности, в Румынии могут укрепить нашу безопасность».
Москва явно не намерена ограничиваться только вербальным осуждением военной политики США и НАТО. В новой доктрине однозначно указывается на право России применять ядерное оружие первой. Еще более откровенные положения относительно роли и места ядерного оружия в российской военной политике, по существу предполагающие понижение ядерного порога, могут содержаться в одновременно утвержденных Медведевым секретных «Основах государственной политики в области ядерного сдерживания до 2020 г.»
Наступательный характер новой военной доктрины России заключается и в том, что, основываясь на опыте военных действий против Грузии в 2008 г., она закрепляет право России использовать свои вооруженные силы за пределами страны.
Вместе с тем, очевидно, что ресурсы, которыми располагает Россия для проведения в жизнь новой военной доктрины, довольно ограничены. В доктрине назван главный и практически единственный союзник России – Белоруссия, хотя отношения с ней в последнее время носят весьма противоречивый характер.
Едва ли можно считать случайным принятое на этой неделе Ираном решение о расширение программы обогащения урана. Тегеран явно пытается играть на противоречиях между Россией и странами Запада по широкому кругу вопросов в надежде, что эти расхождения не позволят им проводить эффективную политику санкций против его ядерной программы. Пока что именно это и происходит, несмотря на вроде бы широко разрекламированные «сигналы» со стороны Кремля о его готовности к таким санкциям.
Последствия выборов на Украине для России
Победителем второго раунда президентских выборов на Украине стал Виктор Янукович, считающийся промосковским политиком. Однако его победа вряд ли принесет Москве ожидаемые политические и экономические дивиденды.
Во-первых, перевес Януковича над Юлией Тимошенко весьма незначителен, и это, безусловно, даст мощный импульс всевозможным спекуляциям относительно фальсификации выборов. Возможны широкомасштабные акции протеста. В течение определенного периода на Украине сохранится высокая степень политической нестабильности, которая не очень выгодна Москве. Те силы, которые недовольны возвышением Януковича, непременно активизируют антироссийскую пропаганду, будут аппелировать к Западу за посредничеством и постараются убедить НАТО и Евросоюз в необходимости поддержки усилий по интеграции Украины в евроатлантические институты безопасности и сотрудничества с целью обеспечить стабильность ее экономического и политического развития.
Во-вторых, даже если Янукович закрепится в качестве президента, это отнюдь не означает, что на практике он будет проводить промосковскую линию. В вопросе о ценах на газ, импортируемый из России, он намерен требовать пересмотра тех соглашений, которые были подписаны с Москвой Юлией Тимошенко и, скорее, выгодны для России, чем для Украины.
В-третьих, следует учитывать, что экономической опорой Януковича являются украинские олигархи юга и востока страны, которые по ряду направлений остро конкурируют на мировых рынках товаров и собственности с крупным российским бизнесом. Янукович, безусловно, будет защищать интересы тех, кто помог ему прийти к власти. И это может стать дополнительным фактором осложнения отношений Киева с Москвой.
По целому ряду проблем, в решении которых в свою пользу заинтересована Москва, - сохранения баз Черноморского флота в Крыму, введения русского языка в качестве второго государственного на Украине – Янукович вряд ли пойдет на решительные уступки. Зато вызывающее недовольство Кремля продвижение Украины на Запад при нем, скорее всего, продолжится, хотя и небыстрыми темпами.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий