Влияние экономического кризиса на российскую налоговую систему
Как это ни парадоксально, экономический кризис имел некоторые благоприятные последствия для российской налоговой системы с точки зрения ее либерализации. Правительство, вроде бы, осознало непреложную истину – высокие налоги не только не помогут нормализации экономического развития, но, напротив, усугубят тяжелое положение бизнеса.
Был сокращен корпоративный налог на прибыль с 24% до 20%, хотя его распределение стало более выгодным для федерального центра, чем для регионов: например по Москве 17% поступает в федеральный бюджет и только 3% в местный. Пока прекратились опасные дискуссии о пересмотре в сторону увеличения плоской шкалы подоходного налога и восстановлении прогрессивного налогообложения доходов граждан. А ведь еще полтора-два года назад реальные планы на этот счет вынашивались и в ряде думских фракций, и в некоторых государственных структурах. Это, конечно, не означает незыблемости 13-процентного плоского налога, но это явно не в сегодняшней повестке дня правительства.
С наступлением кризиса правительство было вынуждено временно отказаться и от другого проекта повышения налоговых сборов. Еще до начала кризиса имелось в виду, что с отменой 1 января 2010 г. единого социального налога в 26,2% совокупные страховые взносы предпринимателей в социальные фонды возрастут до 34%. Однако в условиях кризиса правительство, отменив ЕСН, все-таки сохранило уровень совокупных социальных налогов на прежнем, 26-процентном уровне.
Вместе с тем, согласно существующим государственным планам, с 2011 г. страховые платежи будут увеличены, как и планировалось, на 8%. На прошлой неделе, однако, против этого выступил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Он предлагает ограничить увеличение 32-процентным барьером, что позволит сохранить для бизнеса около 230 млрд. рублей. Кроме того, предусматривается оставить действующие льготы по уплате социальных платежей для инновационных компаний, в частности, IT-бизнеса, где затраты на оплату труда составляют главную часть расходов. По мнению Кудрина, обеспечить ослабление налогового бремени можно путем уменьшения взносов в Фонд обязательного медицинского страхования с 5,1% до 3,1%.
Предложения Кудрина вписываются в провозглашенную президентом Медведевым программу модернизации экономики. Если они будут приняты, то в 2011 г. может произойти реальное снижение налогового бремени на 0,6-07% ВВП. Однако шансы на реализацию инициативы министра финансов, которую частично поддерживает Минэкономики, не слишком велики. Прошлогодним решением премьера Путина Минфин и Минэкономики были фактически исключены из процесса формирования системы налогообложения в сфере социального обеспечения. Решающую роль в формировании налоговой политики в этой области играет Министерство здравоохранения и социального развития, а оно категорически против сокращений налогов. Там жестко придерживаются прежних установок и не намерены, в частности, снижать размер взноса в Фонд обязательного медицинского страхования.
Проблема компенсационных выплат бизнесу со стороны государства в случае увеличения страховых платежей в социальные фонды пока не решена. Точно так же завис в воздухе вопрос о снижении налога на добавленную стоимость. В докризисный период в верхах обсуждались планы его снижения с 18% до 14-16% и даже до 12 процентов. Однако, поскольку именно НДС считается главным источником поступлений в федеральный бюджет, то в условиях кризиса, из-за боязни дефицита бюджета, возобладало мнение о нецелесообразности его уменьшения. На сегодняшний день этот вопрос также, по сути дела, снят с повестки дня.
Таким образом, экономический кризис в России, хотя и привел к некоторому снижению налогов, тем не менее, не повлек за собой такого пересмотра налоговой системы, который реально обеспечил бы снижение налогового бремени на предпринимательство и способствовал бы выходу из кризиса и экономическому росту.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий