Какой же инвестиционный климат в России?
На всех международных экономических форумах как внутри страны, так и за рубежом российские лидеры постоянно проводят идею об инвестиционной привлекательности России для иностранных бизнесменов и ее притягательной силе для западного бизнеса. Президент Медведев недавно дал правительству новую серию поручений по улучшению инвестиционного климата.
Речь идет, например, о том, чтобы в 2010 г. выставить для приватизации пакеты крупных инвестиционно привлекательных компаний с государственным участием. Кроме того, Медведев поручил облегчить процедуры таможенного оформления и сократить объем предоставляемых документов и информации при прохождении товаров через таможню. Предлагается также упростить миграционный режим для иностранных граждан, приглашенных в Россию для работы в инновационных, научных и высокотехнологичных проектах. Наконец, Медведев поручил правительству разработать налоговые меры, направленные на стимулирование инвестиций в модернизацию и инвестиционные проекты.
Однако если посмотреть внимательно на эти, казалось бы, здравые предложения, в целом идущие в русле расширения экономической свободы, то окажется, что их реализация на уровне правительства связана с большими трудностями и мало реальна. Дело в том, что планы правительства Владимира Путина на 2010 г уже фактически сформированы и медведевская инициатива в них не вписывается. Кабинет не планировал ни крупных приватизационных проектов. Уже было объявлено, что крупные компании уровня «Газпрома» или «Ростехнологий», равно как и системообразующие банки типа ВТБ и Сбербанка продаваться не будут. Смягчение таможенного регулирования противоречит уже существующим планам в рамках создающегося Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Что касается законодательных предложений по изменению налогов, то процесс их оформления может занять несколько лет, учитывая расхождения между различными ведомствами. Так что ожидать скорого улучшения инвестиционного климата явно преждевременно.
Зато отдельные конкретные шаги правительства идут в прямо противоположном направлении. На прошлой неделе было опубликовано новое правительственное положение, касающееся Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), созданного еще в 1994 г. Сейчас в него входят 42 иностранных структуры, включая Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития.
Новые правила существенно ужесточают членство западных корпораций в этом органе и вводят для них серьезные ограничения. Так, для участия в КСИИ иностранные компании должны подтвердить свою приверженность приоритетам российской «Концепции-2020». Это, по существу, политическое требование, обязывающее иностранные компании разделять взгляды российского руководства на будущее страны. Более того, для участия в КСИИ иностранная корпорация, ведущая работу в России, должна осуществлять на ее территории благотворительную деятельность и обязана не сокращать свои инвестиции в РФ. Кроме того, вводится принцип ротации членства в КСИИ, что фактически будет препятствовать участию в этой организации всех заинтересованных корпораций.
Министерство экономики России наделено широкими полномочиями по комплектованию КСИИ и фактически по управлению его деятельностью. Едва ли для иностранных инвесторов будет привлекательна такая ситуация, когда их законная лоббистская деятельность в России будет жестко контролироваться и фактически сводиться на «нет». Таким образом, привлекательные на первый взгляд медведевские предложения по улучшению инвестиционного климата де факто дезавуируются правительственными мерами, только ухудшающими этот климат.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий