Закончилась ли газовая война между Россией и Украиной?
Вся прошлая неделя прошла под знаком газового конфликта между Россией и Украиной. Несмотря на заверения с обеих сторон транзитный газ из России в Европу через территорию Украины так и не пошел. Главным препятствием стал вопрос о техническом газе, необходимом для функционирования транзитных трубопроводов. Россия отказывалась поставлять его, опасаясь, что Украина будет использовать его в своих интересах. В то же время Киев требовал его поставок за счет России.
В Москве возникла идея о том, чтобы переложить расходы по техническому газу на некий международный консорциум с участием западных государств и компаний. Этой проблеме были посвящены сложные переговоры, как в Москве, так и в Германии. Однако эта идея не нашла положительного отклика на Западе. Найденный в конечном итоге компромисс является весьма хрупким, а механизм его реализации неясным.
Что касается непосредственно поставок российского газа на Украину, то здесь тоже с трудом был найден хрупкий компромисс. Украина, вроде бы, согласилась платить за российский газ по мировым ценам, правда, с 20-процентной скидкой в 2009 г. (то есть около 360 долларов за 1 тыс. кубометров газа), и не увеличивать плату, взимаемую с России за транзит газа. Однако и в этом случае существующие различия в интересах разнообразных игроков, как на российской, так и особенно на украинской стороне, дают основания сомневаться в надежности и эффективности достигнутых договоренностей.
Газовый конфликт уже повлек серьезные последствия для России и ее международных позиций. Ее имиджу как надежному поставщику энергоресурсов нанесен серьезный удар. То обстоятельство, что Москве не удалось заблаговременно и конструктивно разрешить свои разногласия с Киевом, воспринято в Европе как показатель слабости и противоречивости российской позиции.
Нынешний конфликт также придал мощный импульс планам Евросоюза по диверсификации источников энергоснабжения. Проекты строительства новых газопроводов, ведущих из России в Европу, все больше подвергаются критике, а больший акцент делается на альтернативные источники и маршруты транспортировки в обход России. В частности, вновь активно стал обсуждаться проект «Набукко» по доставке среднеазиатского газа в Европу через Закавказье.
Другие варианты диверсификации источников энергии для Евросоюза включают пролонгирование эксплуатации атомных электростанций в Восточной Европе, согласование перекрестных поставок газа между членами ЕС, увеличение его экспорта из Норвегии, Алжира и Катара. Подобные меры могут также нанести урон экономическим интересам России, которая вряд ли сумеет быстро найти альтернативные рынки сбыта для своего газа.
Как развивается кризис в России
Прошлая неделя ознаменовалась новыми кризисными факторами в российской экономике. Главным из них стало резкое падение курса рубля по отношению к доллару и евро. За одну неделю доллар по отношению к рублю стал дороже почти на 10 процентов и достиг рекордной планки со времени дефолта 1998 г.
С июля прошлого года рубль обесценился по отношению к доллару на 40 процентов. Критические явления на российском валютном рынке связаны, прежде всего, с тем, что Центробанк прекратил массовые валютные интервенции, которые были направлены на поддержку курса рубля. Политика ЦБ вполне объяснима. За прошедшие полгода Россия уже потеряла более четверти своих золотовалютных запасов, накопленных за счет экспорта нефти и газа. Дальнейшее поддержание падающего рубля было бы чревато их дальнейшим лавинообразным сокращением.
Очевидны негативные последствия фактически проведенной властями девальвации для населения. Резко сокращаются реальные доходы, быстро растут цены на импортные товары, в том числе продовольствие, по которым зависимость России очень велика. Правительство вынуждено пересматривать уже принятые бюджетные показатели. Официально признано, что инфляция в текущем году составит не 8,5 процентов, а, как минимум, 13.
Премьер Путин обсуждал на прошлой неделе реструктуризацию оборонных расходов. Планируется перераспределение средств на критически важные разработки в ущерб менее приоритетным статьям и слабым предприятиям.
Радикальная реформа вооруженных сил, озвученная министром обороны Анатолием Сердюковым, тоже начинает пробуксовывать. Если в прошлом году говорилось о ее завершении в 2012 г., то сейчас уже постоянно мелькает цифра 2016, и нет никаких гарантий, что к тому времени она действительно будет осуществлена. В московском экспертном сообществе поговаривают, что гражданские эксперты, которых Сердюков привлек к составлению планов реформы, по существу удалены от дел.
Бюджетные сокращения неминуемо коснутся и социальной сферы, в частности, национальных проектов. Формально деньги на низ выделяются. но правительство дает понять, что основное бремя по их реализации будет лежать на регионах. Однако общеизвестно, что большинство российских регионов не имеет достаточных средств для этого и не способно поддерживать социальную сферу без федеральных субсидий. Таким образом, амбициозные популистские проекты Кремля, которые помогли избрать Дмитрия Медведева на президентский пост, оказываются отодвинутыми на второй план.
Растет оппозиция антикризисной программе правительства. Ряд видных фигур в российской элите, в частности, бывший президент СССР Михаил Горбачев, банкир и депутат Госдумы Александр Лебедев, известный политик правой ориентации Владимир Рыжков, объявили о создании Общественной антикризисной инициативы для защиты населения от последствий кризиса. Участники этой инициативы резко критикуют правительство за непрозрачные, малоэффективные и вялые антикризисные меры. Более того, они требуют от отстранения от должностей нынешних руководителей банков и компаний, получивших государственную поддержку.
Можно предположить, что по мере усугубления кризиса градус антиправительственных настроений в обществе будет только повышаться.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий