четверг, 29 января 2009 г.

Бюллетень Фонда "Наследие" №1 (105)

15-Е ИЗДАНИЕ «ИНДЕКСА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ» ПОКАЗЫВАЕТ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА ОСТАЕТСЯ ГЛАВНЫМ ФАКТОРОМ РОСТА И ПРОЦВЕТАНИЯ

Уровень экономической свободы в мире в прошедшем году продолжал расти: 83 страны, представляющие все регионы, продемонстрировали успехи. Это отражено в «Индексе экономической свободы», который был опубликован в январе Фондом «Наследие» совместно с газетой «Уолл-стрит джорнэл».
«Индекс» измеряет экономическую свободу по десяти конкретным категориям: свободе труда, свободе бизнеса, свободе торговли, фискальной свободе, размерам государства, свободе денежных отношений, свободе инвестиций, финансовой свободе, правам собственности и свободе от коррупции. Из оценки в каждой категории выводится средняя общая оценка страны.
В «Индексе» 2009 г. существенно расширена географическая сфера исследований – включен анализ 21 страны, и общее число ранжированных государств достигло 179-ти. Большинство «новичков» - это небольшие и малоразвитые страны с плохими показателями, что понизило среднюю величину по всему «Индексу» до 59,5. Однако средние баллы государств, ранжированных в прошлом году, сейчас немного улучшились – с 60,2 до 60,3 (в шкале, где 100 означает идеальную свободную экономику).
Гонконг и Сингапур занимают первое и второе места соответственно уже 15-й год подряд. У Австралии третье место, а у Новой Зеландии – пятое. В Азиатско-Тихоокеанском регионе, таким образом, четыре страны из первой десятки.
В Европе находятся 4 страны из первой десятки: Ирландия, Дания, Швейцария и Великобритания. Североамериканский регион представлен в первой десятке Соединенными Штатами (шестое место) и Канадой (седьмое).
В первой двадцатке, в основном, европейские государства. Из африканских здесь только Маврикий, а из ближневосточных - Бахрейн. Они серьезно улучшили свои показатели и сохранили место в двадцатке.
Самый серьезный провал в сфере экономической свободы отмечен в Зимбабве. Новые ограничения на свободу предпринимательства и фискальную свободу, а также самая высокая в мире гиперинфляция привели к падению ее показателей на 6,7 пунктов и скатыванию на предпоследнее место в мире. Второе по масштабам падение по уровню экономической свободы испытала Венесуэла. Низкие результаты в области свободы предпринимательства и кредитно-денежных отношений понизили ее оценку на 4,8 пункта и отбросили ее на 28 позиций назад.
Как отмечается в «Индексе», многие правительства сохраняют твердую приверженность экономической свободе, тогда как другие деградируют. Популистские атаки на свободный рынок, подогреваемые экономическим кризисом и политическим соблазном прибегнуть к быстродействующим интервенционистским мерам, набирают силу.
Из 179-ти стран, ранжированных в новом «Индексе», только семь получили оценку 80 баллов или выше, что необходимо для их квалификации как экономически свободных. Еще 23 страны заработали 70-79,9 баллов, что характеризует их экономику как «преимущественно свободную». Экономика 53-х государств подпадает под классификацию «умеренно свободных» (60-69,9 баллов), а экономика 67 государств оценена в «Индексе» как «преимущественно несвободная» (50-59,9 баллов). Экономика остальных 29-ти стран (их число возросло по сравнению с 24-мя в прошлом году) расценивается как «репрессивная» (ниже 50 баллов).

Страны с наиболее свободной экономикой
Гонконг (1-е)
Сингапур (2-е)
Австралия (3-е)
Ирландия (4-е)
Новая Зеландия (5-е)
США (6-е)
Канада (7-е)
Дания (8-е)
Швейцария (9-е)
Великобритания (10-е)

Страны с наименее свободной экономикой
Сан-Томе и Принсипи (170-е)
Ливия (171-е)
Коморские о-ва (172-е)
Конго (173-е)
Венесуэла (174-е)
Эритрея (175-е)
Мьянма (176-е)
Куба (177-е)
Зимбабве (178-е)
Северная Корея (179-е)

В «Индексе» 2009 г. с новой силой подтверждается главный вывод предыдущих изданий: экономическая свобода крепко связана с хорошими экономическими результатами. Доходы на душу населения значительно выше в странах со свободной экономикой. Доходы в странах, экономика которых ранжируется в «Индексе» 2009 г. как свободная или преимущественно свободная, в два раза выше средних доходов во всех остальных странах и более чем в восемь раз выше, чем доходы в странах с репрессивной экономикой. Страны со свободной и преимущественно свободной экономикой также более успешны в развитии человеческого потенциала, уменьшении бедности и защите окружающей среды.
У стран, чья экономическая свобода возросла, по крайней мере, на пять пунктов за последние 15 лет, темпы роста ВВП на душу населения в среднем в два раза выше, чем в государствах, где экономическая свобода уменьшилась на пять или более пунктов.

Региональные различия

Среди шести регионов мира самая свободная экономика – в Северной Америке, далее следует Европа, регионы Центральной Америки/Карибского бассейна и Северной Африки. Замыкают список АТР и Африка южнее Сахары.
Азиатско-Тихоокеанский регион. С экономической точки зрения Азия остается самым противоречивым регионом мира. Здесь соседствуют самые свободные и самые ущемленные экономики. Гонконг и Сингапур вместе с Австралией и Новой Зеландией остаются мировыми лидерами, а Япония и Макао входят в первую тридцатку. В то же время у Бангладеш, Республики Соломоновых островов, Кирибати, Туркменистана и Мьянмы по-прежнему репрессивные экономики, а Северная Корея остается самой несвободной экономикой в мире.
Ирландия – самая свободная экономика в Европе - занимает в «Индексе» 4-е место. Далее следуют Дания (8-е), Швейцария (9-е) и Великобритания (10-е место). Остальные европейские государства входят в первую двадцатку – Нидерланды, Эстония, Исландия, Люксембург, Финляндия и Бельгия.
Европа продолжает продвижение к экономической свободе, снижая налоговые ставки и улучшая деловой климат другими путями. Составители «Индекса» относят эти успехи на счет международной конкуренции с целью привлечения инвестиций. Более 19 европейских стран расширили свою экономическую свободу. Однако Европа сталкивается с обременительными ограничениями в отношении рабочей силы, препятствующими созданию рабочих мест, и огромными государственными расходами на обширные программы социального обеспечения.
Страны Северной Америки - Канада (7-е место), Мексика (49-е) и Соединенные Штаты (6-е место) – благодаря открытости и благоприятствованию международной торговле и инвестициям сохранили высокие показатели экономической свободы. Североамериканское соглашение о свободе торговли (NAFTA) охватывает свыше 400 млн. человек в экономической зоне, производящей свыше трети мирового ВВП. Из трех стран лишь Канада продвинулась вперед, а США и Мексика немного снизили свои показатели.
Южная, Центральная Америка и Карибский бассейн. За прошедший год этот регион сохранил свои позиции. Число стран, прибавивших и отставших в экономической свободе, примерно одинаково. Успехи и потери несущественны. Самыми большими исключениями стали Доминиканская Республика, чьи показатели улучшились на 1,5 пунктов, и Венесуэла, где зарегистрирован самый заметный спад экономической свободы.
На Ближнем Востоке и в Северной Африке экономика большинства стран несвободна. Однако наблюдается явный прогресс – 11 стран улучшили свои показатели. Бахрейн (16-е место) – единственная экономика этого региона, входящая в первую двадцатку, - повысил свой рейтинг на целых 2,6 процентных пункта. Катар (48-е) продемонстрировал еще более значительный прогресс (3,6 пункта). Рост экономической свободы в Ливии (171-е место) благодаря ставке импортных тарифов оказался самым значительным в мире и составил 4,8 пункта. Израиль (42-е), Иордания (51-е), Объединенные Арабские Эмираты (54-е) и Саудовская Аравия (59-е место) также улучшили свои оценки.
Африка южнее Сахары, несмотря на клеймо самого бедного и нестабильного региона, добилась за прошедший год значительных успехов. В результате, общий уровень экономической свободы в регионе вырос – 22 страны расширили свою экономическую свободу. Однако в 15-ти странах свобода уменьшилась. Большинство государств мира с репрессивной экономикой (16 из 29-ти) по-прежнему находится в этом регионе.
Маврикий (18-я позиция) продолжил реформы и улучшил свои показатели на 1,7 пункта. У Ботсваны (34-я позиция) также отмечена более высокая оценка. Однако символический приз за наибольшие успехи в регионе следовало бы отдать Буркина-Фасо (85-е место), продемонстрировавшей за год рост в 3,8 пункта. Республика Островов Зеленого Мыса также существенно улучшила свои показатели на 3,4 пункта.

РОССИЯ

По оценке составителей «Индекса-2009», российская экономика свободна на 50,8 процентов и занимает в мировом рейтинге 146-е место. Этот показатель на один пункт выше, чем в прошлом году и отражает прогресс по четырем из десяти критериев экономической свободы, особенно в свободе торговли. В европейском рейтинге у России 41-е место из 43. Ее общая оценка ниже среднего мирового уровня.
Россия опережает мировой уровень только по степени фискальной свободы и размерам государства, частично благодаря проведенным ранее реформам в налоговой сфере и в области бюджетного управления. Нефтяной и газовый сектор направлял быстрый экономический рост, но сверхзависимость от энергоносителей увеличивает волатильность и риск внезапной утраты конкурентоспособности.
Вмешательство государства в экономическую деятельность остается значительным, а институциональные ограничения на экономическую свободу очень жесткие. Нетарифные барьеры существенно увеличивают торговые затраты, а цены сильно контролируются и определяются государством. Практически всем иностранным инвесторам приходится сталкиваться с официальными и неофициальными препятствиями, включая бюрократическую непоследовательность, коррупцию и прямые ограничения в таких привлекательных секторах экономики, как энергоносители. Коррупция ослабляет принципы верховенства закона, делая более хрупкими права собственности и усиливая его произвол в правоприменительной практике.
История вопроса. В марте 2008 г. ставленник бывшего президента Владимира Путина Дмитрий Медведев был избран на высший пост в государстве. Однако Путин остался во власти в качестве премьер-министра. После хаотичной приватизации 1990-х гг. государство вновь утвердило свою главенствующую роль в добывающих отраслях и в ряде других секторов и серьезно зависит от продажи природных ресурсов, особенно нефти и природного газа. Растущая экономика потребления поддерживается новым средним классом. Процесс вступления России во Всемирную торговую организацию застопорился.

Десять экономических свобод России

Свобода бизнеса – 54,0 ▲
Свобода торговли – 60,8 ▲
Фискальная свобода – 78,9 ▼
Размеры государства – 70,6 ▲
Свобода денежных отношений – 65,5 ▲
Свобода инвестиций – 30,0 -
Финансовая свобода – 40,0 -
Права собственности – 25,5 ▼
Свобода от коррупции – 23,0 ▼
Свобода трудовых отношений – 60,0 ▼

100 – свобода в идеале

Свобода бизнеса – 54

Совокупная свобода вести бизнес ограничена российской регулирующей средой. Бюрократические препоны являются особой проблемой для малого бизнеса. Получение лицензии требует больших усилий, чем в среднем в мире (18 процедур и 225 дней). Процедура банкротства может быть продолжительной и сложной.


Свобода торговли – 60,8

В 2005 г. средневзвешенная тарифная ставка в России составляла 9,6 процентов. Запретительные барьеры, квоты, запреты для доступа на рынок услуг, импортные и экспортные ограничения, дискриминационные налоги на импорт и экспорт, сборы и пошлины, нетранспарентные правила и нормы, дискриминационные правила лицензирования, регистрация и сертификация, сложная и нетранспарентная таможенная оценка, таможенные сборы, неэффективное и произвольное таможенное администрирование, субсидии, коррупция и слабая правоприменительная практика в сфере защиты интеллектуальной собственности увеличивают издержки торговли. Из-за нетарифных барьеров оценка свободы торговли в России уменьшилась на 20 процентных пунктов.

Фискальная свобода – 78,9

Россия имеет низкую ставку налога с доходов физических лиц и умеренную ставку корпоративного налога. Ставка плоского подоходного налога – 13 процентов, а высшая ставка корпоративного налога – 24 процента. Другие налоги – на добавленную стоимость и имущество. Совокупные налоговые поступления составили 36,9 процентов ВВП.

Размеры государства – 70,6

Совокупные государственные расходы России, включая потребление и трансферты, довольно умеренные. Они составили 31,3 ВВП. Государство сохраняет прочное присутствие в таких ключевых секторах, как энергетика и горнодобывающая промышленность. Программа реформ включает новую структуру для сбережения и распределений доходов от продажи нефти, а также меры в связи с ожидаемым ростом расходов на социальную помощь.

Свобода денежных отношений – 65,5

В России высокая инфляция. В 2005-2007 гг. она составляла в среднем 9,5 процентов. Государство оказывает влияние на цены через регулирование, крупные субсидии, многочисленные государственные компании и предприятия ЖКХ. Из-за политики, искажающей внутренние цены, оценка свободы денежных отношений России снижена на 15 пунктов.

Свобода инвестиций – 30

По закону иностранный и отечественный капитал имеют равные права. Однако государство предпочитает такие совместные предприятия, где иностранный капитал выступает в качестве миноритарного акционера, особенно в стратегических секторах. Во многие сферы инвестиции ограничены. Согласие государства требуется на инвестиции свыше 50 млн. рублей, на создание инвестиционных венчурных предприятий с долей иностранного капитала свыше 50 процентов, и на инвестиции в жилищные и другие строительные проекты. Непоследовательное и обременительное государственное регулирование, ненадежное обеспечение исполнения контрактов, неадекватная инфраструктура и коррупция отпугивают инвесторов. Резидентам и нерезидентам в России разрешено иметь счета в иностранной валюте при некоторых ограничениях. Денежные выплаты и переводы также подвержены ограничениям. Разрешена иностранная собственность на несельскохозяйственную землю, расположенную вдали от национальных границ.

Финансовая свобода – 40

Российский финансовый сектор не полностью развит и находится под влиянием государства. Контроль над ним и его транспарентность недостаточны, хотя в 2006 г. его регулирование улучшилось. В России зарегистрировано свыше 1000 банков. Большинство из них мелкие, с малым капиталом. Однако консолидация банковской системы продолжается. Центральный банк России регулирует банковский сектор, где доминируют два находящихся в государственной собственности банка. Иностранные банки могут быть представлены только дочерними компаниями, правительство не разрешает иностранным банкам открывать собственные отделения в России. По данным 2007 г., в стране насчитывается 857 страховых компаний. 27 из них контролируются иностранным капиталом. Рынки капиталов относительно малы, но находятся в процессе роста. В них доминируют энергетические компании.

Права собственности – 30

Права собственности защищены слабо. Судебная система непредсказуема, коррумпирована и не способна разбирать технически сложные дела. Контракты выполняются с трудом, и застарелая неприязнь к ним по-прежнему препятствует интеграции России в западную систему. Ипотечное кредитование находится на начальной стадии. Серьезной проблемой остается нарушение прав интеллектуальной собственности. Сотрудники таможенной службы крайне непоследовательны в применении законов.

Свобода от коррупции – 25

Коррупция широко распространена. В «Индексе восприятия коррупции» 2007 г., изданном «Транспэренси интернэшнл», Россия занимает 143-е место из 179. Коррупция по-прежнему носит повсеместный характер, как по числу случаев, так и по размерам взяток. Проявлениями коррупции являются нецелевое использование бюджетных ресурсов, хищение государственной собственности, откаты при закупках, вымогательство и сговор с государственными чиновниками при совершении преступлений.

Свобода трудовых отношений – 60

Довольно жесткие правила трудового регулирования препятствуют росту занятости и производительности труда. Внезарплатная стоимость найма рабочего довольно высока, а трудности с увольнением не поощряют компании нанимать больше рабочих. Сохраняется жесткое регулирование продолжительности рабочего дня.

Составители и ответственные редакторы «Индекса экономической свободы» 2009 г. -- директор Центра исследований международной торговли и экономики Фонда «Наследие», посол Терри Миллер и вице-президент Фонда д-р Ким Холмс.

ПОЛОЖИТЬ КОНЕЦ ТАКТИКЕ «ХАМАСА» ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
В КАЧЕСТВЕ ПРИКРЫТИЯ

Старший эксперт по ближневосточным проблемам Центра внешнеполитических исследований им. Эллисонов Фонда «Наследие» Дж. Филипс отмечает, что после захвата Газы в результате кровавого переворота 2007 г. «Хамас» превратил этот район в адский плацдарм для реализации своей стратегии уничтожения Израиля. «Хамас» фактически сделал полуторамиллионное население Газы своими заложниками. Эта организация использует гражданское население в качестве живого щита, спекулирует на гибели мирных жителей. Тем временем боевики, скрываясь среди населения, продолжают запускать ракеты для уничтожения израильских граждан.
Соединенные Штаты должны добиваться урегулирования кризиса таким образом, чтобы защитить гражданское население с обеих сторон от военных преступлений «Хамаса». Такой результат требует, чтобы Соединенные Штаты поддержали право Израиля на самооборону, блокировали любую одностороннюю резолюцию в Совете безопасности ООН и мобилизовали международное давление на «Хамас» для прекращения противоправных ракетных ударов. Для этого США должны добиться выполнимого устойчивого прекращения огня, которое снизит угрозу со стороны «Хамаса» для израильтян, палестинцев и региональной стабильности.
Революционное исламистское движение «Хамас» расценивается Соединенными Штатами, Израилем и Евросоюзом как террористическая организация, потому что она уничтожила более пятисот гражданских лиц в Израиле, в том числе свыше двадцати американцев. 19 декабря 2008 г. «Хамас» в одностороннем порядке прервал шестимесячное прекращение огня, которое он и так часто нарушал, и начал наносить беспорядочные ракетные удары по гражданскому населению на юге Израиля. «Хамас» не внял настойчивым предостережениям Израиля о возмездии. 27 декабря Израиль ответил ударами с воздуха по его террористической инфраструктуре, а через неделю начал наземное наступление.
«Хамас» объявил, что «Газа станет кладбищем» для израильской армии. Он надеялся воспроизвести тактику «Хизболлы» в войне в Южном Ливане в 2006 г. Построив в Газе сеть подземных бункеров и сложных оборонительных сооружений, «Хамас» рассчитывает вовлечь израильскую армию в длительную и кровавую асимметричную войну на истощение, подстегнуть пропагандистскую кампанию в СМИ, дискредитировать политического конкурента в лице Палестинской администрации, ослабить арабские правительства, стремящиеся к миру с Израилем и обеспечить продвижение интересов Ирана - своего главного покровителя. «Хамас» выступает не только против мира с Израилем, но и против самого существования этого государства. Его долгосрочная цель – уничтожение Израиля, а заодно и умеренных арабских правительств и замена их экстремистскими исламистскими режимами.
«Хамас» отверг призывы к прекращению огня с Израилем, так же как в прошлом месяце он отверг предложение Египта о продлении договоренностей о прекращении огня. Пока «Хамас» продолжает наносить удары по гражданскому населению Израиля, прекращение огня невозможно. Более того, третьи страны не должны оказывать давления на Израиль с тем, чтобы он согласился на прекращение огня, пока «Хамас», спровоцировавший этот кризис, не подаст, наконец, сигнал о готовности остановить противоправные удары по гражданскому населению.
Те, кто утверждает, будто бы военный ответ Израиля на ракетный терроризм «Хамас» несоразмерен, совершают несколько ошибок. Этот довод приравнивает международные преступления террористической группы, которая намеренно использует гражданское население в качестве мишеней, к оборонным действиям демократического правительства, которое стремится защитить своих граждан, делая при этом все возможное, чтобы избежать случайных жертв среди мирных палестинцев. Цель войны Израиля против «Хамаса» - это победа, а не стремление ответить ударом на удар и не копирование его тактики, то есть ведения беспорядочных бомбардировок или использования террористов-смертников. Было бы грубой стратегической ошибкой дать вовлечь себя в конфликт по принципу «око за око» с самоубийственным культом, который с готовностью пожертвует жизнями своих палестинских заложников.
Зарубежные лидеры поспешили в ООН и Израиль с тем, чтобы остановить боевые действия. Французский президент Н. Саркози, специальный представитель по Ближнему Востоку Т. Блэр и К. Шварценберг, министр иностранных дел Чехии как председательствующей страны в ЕС, встречались с израильскими лидерами для урегулирования кризиса. Россия и Турция также мобилизовали свои дипломатические усилия. Госсекретарь США К. Райс провела телефонные беседы с 17 зарубежными лидерами, но мудро воздержалась от поездки в регион.
Было невозможно договориться о прекращении огня, пока обе стороны сохраняли решимость продолжать борьбу: Израиль – с целью уменьшить ракетную угрозу и ослабить «Хамас», а «Хамас» - трансформировать военную катастрофу в политическую победу. «Хамас» рассчитывал добиться осуществления этих задач путем пропагандистской кампании, направленной на разжигание гнева среди арабов, ослабление арабских правительств и укрепление своих единомышленников – исламистских экстремистских движений во всем мире.
Администрация Буша блокировала принятие односторонних резолюций СБ ООН по нынешнему кризису в Газе, например, инициированную Ливией резолюцию, которая возлагает ответственность за прекращение боевых действий на Израиль.
Соединенные Штаты проводили закулисную работу со своими арабскими союзниками – Египтом, Иорданией и Саудовской Аравией – с целью заставить «Хамас» согласиться на прекращение его ракетного терроризма в обмен на прекращение Израилем военных действий. Однако такое соглашение будет нестабильным, если не будет включать в себя следующих условий.
• Поддающееся контролю прекращение ракетных ударов. Возврат к статус-кво анте, когда «Хамас» и другие экстремистские палестинские группы могли безнаказанно наносить ракетные удары по гражданскому населению Израиля, неприемлем.
• Прекращение трансграничной контрабанды оружия. Предыдущее соглашение о прекращении огня позволило «Хамас» консолидировать свой контроль над Газой и создать ракетный арсенал с помощью сети трехсот подземных туннелей через границу между Газой и Египтом. В ходе боевых действий Израиль стремится уничтожить эти туннели. Однако для предотвращения создания новых туннелей потребуется более тесное сотрудничество с Египтом.
• Размещение международных наблюдателей. Для того чтобы заставить «Хамас» соблюдать прекращение огня, необходим контингент международных наблюдателей, которые будут контролировать, не ведется ли пуск ракет из Газы и не создается ли новая сеть туннелей.
• Мониторинг гуманитарной помощи. Помощь должна доставляться через пограничные КПП, контролируемые Палестинской администрацией, и распределяться под надзором международных наблюдателей. Это гарантирует, что «Хамас» не будет использовать гуманитарную помощь и продовольствие для восстановления своей военной машины. Более того, это укрепит роль более умеренной Палестинской администрации и подорвет контроль «Хамас» над населением Газы.

Международные усилия по урегулированию кризиса в Газе должны быть направлены на создание такой послевоенной ситуации, которая ограничивала бы способность «Хамаса» угрожать Израилю или использовать палестинское население в качестве заложников во имя экстремистских исламистских целей. Прекращение огня, которое позволило бы «Хамасу» восстановить свою военную мощь и ужесточить контроль над Газой, приведет к нескончаемой серии кризисов, которые «Хамас», его покровитель Иран и другие исламские экстремисты будут использовать в своих интересах. Для того чтобы восстановить стабильность в регионе и возродить угасшую надежду на подлинный мир, Соединенные Штаты и другие державы должны помочь нанести поражение тактике «Хамаса», который скрывается за спинами жителей Газы в своем беспощадном стремлении уничтожить Израиль.

РЕФОРМИРОВАТЬ И ОЖИВИТЬ НАТО: МЕМОРАНДУМ
ДЛЯ НОВОГО ПРЕЗИДЕНТА ОБАМЫ

Фонд «Наследие» продолжает публиковать серию меморандумов с рекомендациями для нового президента США Б. Обамы. Старший эксперт по европейским проблемам Центра свободы им. М. Тэтчер Фонда «Наследие» С. Макнамара обращается к американскому лидеру со следующими предложениями по реформе НАТО.
Президент Обама, в ходе избирательной кампании Вы характеризовали НАТО как ценного глобального партнера и неоднократно высказывались в поддержку расширения этой организации. Вы призвали Европу предоставить больше сил и средств для решения задач НАТО в Афганистане и не раз заявляли, что Грузия должна получить План действий по вступлению в НАТО. Назначение Вами бывшего командующего силами НАТО генерала Дж. Джоунса на пост советника по национальной безопасности привносит в Вашу команду большую ориентацию на этот альянс.
Ваша последовательная приверженность НАТО и дальнейшему лидерству Америки в ней достойна похвалы. НАТО – это один из наиболее успешных многосторонних альянсов в современной истории. Однако эта организация требует как лидерства, так и реформы для придания ей энергии, необходимой для восстановления активности, которая подвергается сомнению в связи с недостаточными обязательствами со стороны некоторых членов.
В преддверии саммита НАТО, посвященного ее 60-летней годовщине, Вы должны рассмотреть возможность применения следующих принципов и элементов, направляющих политику США в отношении этого альянса, чтобы выполнить свое обещание совершенствовать трансатлантическое сотрудничество с НАТО.
• Добиться от европейцев дополнительных обязательств в отношении всеобъемлющей стратегии для Афганистана. Вы правы в том, что успех или провал НАТО в Афганистане станет главным фактором победы или поражения «Аль-Каеды» и либо подхлестнет, либо умерит ее наглость в отношении продолжения глобальной террористической деятельности в Европе и Америке. К сожалению, три элемента стратегии НАТО и США – безопасность, экономическое развитие и совершенствование управления – не соблюдались многими европейскими членами НАТО хотя бы с минимумом энтузиазма, необходимого для обеспечения долгосрочной стабильности в Афганистане.
Вы говорили, что Ваша администрация попытается убедить многих европейских членов НАТО предоставить дополнительные силы и средства и снять национальные оговорки. Ваша администрация также должна добиваться дополнительных обязательств со стороны европейцев в отношении увеличения числа инструкторов для команд обучения с использованием боевой техники, для Афганской национальной армии и афганской полиции. Для выполнения общей задачи все члены НАТО должны продемонстрировать солидарность с Вашей администрацией в позиционировании Афганистана как центрального фронта войны против терроризма.
• НАТО должно договориться о новом видении угрозы. Необходимо, чтобы НАТО адаптировалась к новой ситуации в мире после 11 сентября 2001 г., выработала общую позицию в отношении типов стоящих перед ней угроз, начиная с терроризма, и наметила здравые предложения по противостоянию им. Планируется, что на предстоящем саммите НАТО в апреле будет принята Декларация о безопасности союза с изложением целей НАТО, которые в потенциале призваны подтолкнуть к новой стратегической концепции альянса. Новое видение угрозы, в котором целенаправленно рассматриваются такие вызовы безопасности, как кибертерроризм, нападение с использованием баллистических ракет и распространение ОМУ, будет позитивным началом процесса активизации НАТО в седьмом десятилетии ее существования.
• НАТО должна добиться успехов в вопросе о ПРО. На саммите в Бухаресте в апреле 2008 г. лидеры НАТО одобрили планы США по созданию системы ПРО в Польше и Чехии («третий позиционный район») и договорились изучить возможность увязать систему ПРО США с какой-либо будущей архитектурой ПРО НАТО. НАТО должна продолжать изучать варианты по ПРО и быть готовой к анализу и дискуссии по этому вопросу на встрече министров обороны в феврале с.г. в Кракове. Альянс также должен быть готов к дальнейшим шагам, чтобы в заключительном коммюнике Страсбургского саммита были отражены четкие рекомендации, конкретный мандат и временные рамки. Ваша твердая поддержка развертывания «третьего позиционного района» ПРО в Польше и Чехии должна содействовать НАТО в ее усилиях по созданию этого жизненно важного щита для Америки, ее союзников и войск, развернутых в передовом районе. В то же время Ваше нежелание открыто поддержать ПРО «третьего позиционного района» посылает альянсу двусмысленные сигналы, что, став президентом, Вы, возможно, нарушите бухарестское коммюнике. Это будет крупнейшей дипломатической катастрофой.
• Соединенные Штаты должны решительно поддержать политику «открытых дверей» НАТО. Вы неоднократно призывали предоставить Грузии и Украине ускоренный План действий по их вступлению в НАТО. В последние месяцы произошли события, непосредственно связанные с этими двумя странами: короткая, но кровопролитная война между Россией и Грузией и «газовый конфликт» между Москвой и Киевом. Сейчас важнее чем когда-либо, чтобы двери в НАТО оставались открытыми для этих хрупких демократий. Вы уместно отметили, что Соединенные Штаты должны противостоять попыткам российского руководства запугать соседей или контролировать их внешнюю политику. Угроза российского президента Дмитрия Медведева разместить ракеты «Искандер» вблизи Польши и Литвы в ответ на планы США развернуть ПРО, озвученная сразу после Вашего избрания, служит достаточным доказательством, что запугивание Россией своих соседей действительно имеет место. В апреле прошлого года президент Путин даже пригрозил нацелить ракеты с ядерными боеголовками на Украину, если она будет добиваться вступления в НАТО.
Непредоставление Грузии и Украине на саммите в Бухаресте Плана действий по вступлению в НАТО было геостратегической ошибкой, последствия которой еще до конца не проявились. Расширение НАТО было успешным, и его следует продолжить. Ваша администрация должна работать в тесном контакте с союзниками США, чтобы восстановить политику «открытых дверей» НАТО и послать сигнал, что альянс открыт для осуществления операций и является важнейшей составляющей архитектуры трансатлантической безопасности.
• НАТО следует вновь принять Францию в структуры интегрированного военного командования лишь в том случае, если Париж готов поддержать верховенство НАТО в европейском сотрудничестве в сфере обороны и если альянс будет уверен, что Франция будет сотрудничающим, а не конфликтующим партнером. Франция заявила о своем желании вновь стать полноправным членом НАТО, но потребовала поддержки независимой европейской идентичности в сфере обороны со стороны США. Полная реализация независимой Европейской политики в сфере безопасности и обороны – это долгосрочная цель французской внешней политики, и переговоры идут полным ходом с целью заключения этой сделки к апрельскому саммиту НАТО.
В рамках НАТО, Франция неоднократно отличалась преднамеренно обструкционистским поведением. До тех пор, пока НАТО не убедится, что это не повторится в будущем, она не должна бояться отвергнуть притязания Парижа. Альянс также должен получить от Парижа неоспоримые гарантии, что НАТО останется краеугольным камнем альянса трансатлантической безопасности и что ее верховенство не будет оспариваться Евросоюзом.
• Признать, что настала новая эра для отношений между НАТО и ЕС. Вы говорили, что «в нынешнем веке нам нужен сильный Евросоюз, который углубляет безопасность и процветание этого континента». Европейская политика в сфере безопасности и обороны действует уже почти десятилетие, оборонные расходы европейских участников в среднем уменьшились, и НАТО практически не ощутила полезной взаимодополняемости.
Вашей администрации следует вновь применить принцип Олбрайт, согласно которому отношения между НАТО и ЕС должны развиваться только при условии отсутствия трех факторов - дублирования, расстыковки и дискриминации. Для того чтобы Евросоюз углублял безопасность и процветание, Соединенные Штаты должны прояснить отношения между НАТО и ЕС при помощи двух базовых принципов.
1. Верховенство НАТО в альянсе трансатлантической безопасности является высшим приоритетом.
2. Отношения ЕС с НАТО – это гражданский компонент, и в альянсе трансатлантической безопасности ЕС характеризуется как гражданский игрок.
• Поддержать новые правила для обеспечения более справедливого распределения оборонного бремени. Ваше разочарование, убедительно подтвержденное документами, по поводу нежелания союзников разделить с Соединенными Штатами и Великобританией финансовые и людские затраты на войну в Афганистане, понятно. Страны НАТО постоянно не выполняют ключевые директивы альянса, например, о поддержании 40 процентов своих наземных сил в готовности к развертыванию за рубежом и о расходовании 2 процентов от ВВП на оборону. Фактически лишь четыре члена НАТО соответствуют этому последнему критерию.
За последние 10 лет средний показатель расходов ЕС на оборону значительно снизился. Европейцы мало инвестируют в высокотехнологичную военную технику, а в отношении сил, выделенных в распоряжение НАТО, действуют нелепые оговорки.
Альянсу следует найти более справедливые ответы на вопросы в отношении личного состава, военной техники и ресурсов. НАТО должно принять «двухпроцентный минимум» за правило, с соответствующими последствиями. Это также должно стать критерием соответствия при вступлении в Альянс. Во избежание возникновения двухуровнего союза, когда в наиболее тяжелых военных операциях НАТО фактически участвует меньшинство членов, должны быть отменены все несущественные оговорки.

Заключение

В последнее десятилетие НАТО предпринимала миссии вне своего региона, применила Статью V Договора о НАТО и расширилась до 26 стран. Судя по всему, в следующем десятилетии НАТО ожидают не менее серьезные проблемы, которые альянс должен преодолеть во имя глобальной безопасности и стабильности.
НАТО остается стержнем трансатлантической безопасности и главным достижением архитектуры союзов США. Немногие официальные союзы могут похвастаться успехами, равносильными достижениям НАТО за всю ее историю. Однако НАТО требуется реформа и новая энергия для того, чтобы принять новую политику в сфере безопасности и оборонную стратегию. Ваша администрация должна оказать максимальное содействие этому процессу для обеспечения его успеха.

ИНАУГУРАЦИОННАЯ РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА ОБАМЫ: ВНЕШНЕЙ
ПОЛИТИКЕ США ПРЕДСТОИТ ПРОЙТИ ТРУДНЫЙ ПУТЬ

Заместитель директора Института международных исследований им. Дэвисов-директор Центра внешнеполитических исследований им. Эллисонов Фонда «Наследие» Хелле Дейл считает, что темы, затронутые президентом Бараком Обамой в его инаугурационной речи, заставляют серьезно взглянуть на ситуацию. Обама призвал Америку вступить в новую эру ответственности для борьбы с множеством испытаний и вызовов, стоящих внутри страны и за рубежом. Несмотря на оптимистическое завершение его выступления, оно отразило мрачный и тревожный взгляд на мир.
Действительно, нет сомнений, что тяжелые времена наступили во всем мире – национальные экономики переживают спад, исламский фундаментализм остается главной угрозой. Однако президенты США и до Обамы оказывались перед лицом тяжелых испытаний, причем значительно более тяжелых, чем те, с которыми Америка столкнулась сегодня. Президентство Дж. Буша было перевернуто в результате террористических актов 11 сентября 2001 г. Р. Рейган вступил в должность после унизительного кризиса с захватом заложников в Иране и в условиях вполне реальной угрозы расширения советской империи. Р. Никсон унаследовал войну во Вьетнаме, а Г. Трумэну пришлось применить ядерное оружие, чтобы обеспечить окончание второй мировой войны. Безусловно, то были страшные бедствия, больше подпадающие под определение «шторм», чем тучи, которые омрачают начало президентства Обамы.
Мир, в котором придется работать Обаме, безусловно, сложный, но благодаря неустанным усилиям его предшественника значительно менее опасный, чем пытался представить Обама. На самом деле, Обама должен отдать долг благодарности Бушу за его жесткие решения в интересах безопасности и принесенные им жертвы в отношении его политического капитала и личной популярности. Хотя толпа сторонников Обамы оскорбляла и освистывала Буша в день инаугурации, но он ведь сумел уберечь их всех от террористических актов на протяжении целых семи лет. Интересно посмотреть, сохранит ли Обама политику национальной безопасности президента Буша, которая уберегла страну. В ходе избирательной кампании Обама, конечно, подвергал эту политику сомнению. Сделал это он и в своей инаугурационной речи, допустив ложное противопоставление безопасности и идеалов.
Сам Буш унаследовал гораздо более серьезную ситуацию от президента Клинтона. Именно неспособность администрации Клинтона справиться с угрозами исламского терроризма в 1990-х гг. сделала страну уязвимой к террористическим атакам 11 сентября 2001 г.
Как бы Обама ни стремился дистанцироваться от внешней политики Буша, некоторые факты действительности, возможно, продемонстрируют больше сходства между ними, чем можно было ожидать. Обама сделал акцент на создании союзов «в войне против широкой сети насилия и ненависти» (он действительно употребил слово «война»), а также на сотрудничестве и помощи иностранным государствам. У всех этих инициатив есть аналоги во внешней политике Буша. Обама также обязался оставить Ирак на ответственность иракцев и бороться за устойчивый мир в Афганистане. Эти темы по существу идентичны внешней политике Буша.
Однако больше всего запомнилось обещание Обамы обратиться к врагам Америки во всем мире: «Те, кто держится за власть при помощи коррупции и обмана, заглушая инакомыслие, должны знать, что они находятся на неверной стороне исторического развития, но мы готовы протянуть вам руку, если вы готовы разжать свой кулак". Этот призыв, похоже, перекликается с предвыборным обещанием Обамы без всяких условий сесть за стол переговоров с лидерами таких стран, как Венесуэла, Иран и Северная Корея. Руководство Ирана, как сообщается, хочет узнать больше об ожидаемом новом подходе американского президента, хотя ядерная программа Тегерана и реализуется полным ходом. По некоторым оценкам, успешное испытание возможно уже через год. До сих пор попытки убедить Иран остановить его стремление к ядерному оружию были безуспешны, какие бы международные инструменты воздействия ни применялись.
В ближайшее время внешняя политика Обамы сформируется. С концептуальной точки зрения, Обама, несомненно, отличается от своего предшественника. Однако пока неясно, насколько далеко события в мире позволят внешней политике Обамы отойти от политики Буша.

ИНДИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО
В СФЕРЕ ЛАЗЕРНОЙ ПРО

Как отмечают эксперты Фонда «Наследие» Л. Кертис и Дж. Карафано, на прошлой неделе информационное агентство «Пресс траст оф Индия» сообщило, что министерство обороны намерено создать лазерную установку, способную уничтожать баллистические ракеты противника. Соединенные Штаты – глобальный лидер в создании оборонительного оружия направленной энергии, включая лазерные установки малой и большой мощности. Кроме того, американские военные исследования далеко продвинулись в технологиях обнаружения цели, а также в разработке систем командования и боевого управления, необходимых для идентификации и нацеливания оружия для уничтожения ракет и других целей. В последние годы Соединенные Штаты и Индия активизировали двустороннее сотрудничество в ряде областей обороны, противодействия терроризму и внутренней безопасности. Оно помогает укрепить доверие между двумя странами и при этом способствовать безопасности, стабильности и процветанию в Азии. Совместная работа над технологиями направленной энергии дает серьезную возможность развивать индийско-американское стратегическое партнерство.

Индия переходит на скорость света

Соединенные Штаты и Индия разделяют обеспокоенность в отношении многих проблем в сфере безопасности, например, угрозы нападения с использованием баллистических ракет. В.К. Сарасват из индийской организации по военным НИОКР отметил: «Если на нашей платформе воздушного или морского базирования будет установлена лазерная система, луч со скоростью света позволит уничтожить баллистическую ракету, летящую в направлении Индии, через несколько секунд». Интерес Индии к разработке оружия направленной энергии для обороны понятен, так как лазерные установки имеют несколько явных преимуществ. Такие вооружения:
• могут использовать высокоэнергетический луч для выведения из строя электрических компонентов или для детонации взрывных устройств, нейтрализуя такие средства нападения, как головная часть или корпус ракеты;
• имеют практически бесконечный срок действия - пока в установке есть энергия, их можно перезарядить и запустить снова;
• можно точно нацеливать с помощью таких систем обнаружения целей, как РЛС, и систем оперативного управления, например, компьютерной сети управления боем;
• могут использоваться с минимальным риском для находящихся поблизости гражданских лиц, зданий и транспортных средств.

Кроме того, лазеры разнообразны. Лазерные установки большой мощности направлены против угроз со стороны баллистических ракет, а лазеры малой мощности в потенциале могут применяться для обеспечения безопасности – от выведения из строя малых судов до уничтожения зарядов, выпущенных из переносных ЗРК, и перехвата ракет и минометных снарядов. Все эти возможности находят применение с учетом индийских соображений безопасности.
Целесообразно также отметить, что такие средства ПРО, как лазерные установки большой мощности, уменьшают вероятность регионального конфликта. ПРО выступает в качестве важного сдерживающего средства, подрывая эффективность угроз со стороны противника. Она также предоставляет альтернативу массированному возмездию в случае фактического нападения. Безопасность, которую обеспечивает ПРО, фактически уменьшает вероятность вооруженной эскалации или гонки вооружений и повышает эффективность дипломатии. Неслучайно, что наибольший прогресс в сокращении ядерных арсеналов был достигнут в конце 1980-х гг., когда Соединенные Штаты продвигали Стратегическую оборонную инициативу. Мир с эффективной ПРО более безопасен и стабилен.

Американский арсенал

Соединенные Штаты располагают значительными возможностями в сфере НИОКР в отношении применения лазеров для обеспечения национальной безопасности. Тактический высокоэнергетический лазер («ТВЭЛ») – это одна из таких экспериментальных систем, испытанных сухопутными силами США. Разработка «ТВЭЛ» началась в 1996 г. в рамках совместной программы США и Израиля с целью разработки лазерной системы, способной сбивать ракеты «Катюша», артиллерийские и минометные снаряды. В ней используется РЛС для обнаружения и сопровождения приближающихся целей. Эта информация передается на систему оптического слежения, которая оптимизирует сопровождение цели и позиционирует лучевой вектор. Затем химический лазер на фтористом дейтерии поражает ракету или снаряд и вызывает их взрыв на значительном расстоянии от намеченной цели. Совсем недавно сухопутные силы провели эксперименты с коммерческими твердотельными лазерами малой мощности.
Другая система, находящаяся в стадии разработки в США, – это авиационная лазерная установка. В ней используется химический лазер мощностью в 1 мегаватт, установленный на модифицированном «Воинге-747». Она предназначена для уничтожения баллистических ракет на ТВД и прошла успешные испытания на всю полноту мощности в начале 2006 г. Система все еще находится в стадии разработки.

Общий интерес в обеспечении безопасности

Итоги разработки военных лазеров в США и их многочисленные совместные проекты с дружественными и союзными державами указывают на то, что совместная индийско-американская программа по созданию оружия направленной энергии вполне реализуема. Общие интересы обеих стран в укреплении безопасности и стабильности в Азии также указывают также и на то, что у них общие задачи в разработке военных технологий, которые способны уменьшить вероятность конфликта и помочь эффективно противостоять терроризму. Соединенные Штаты должны изучить возможности совместного развития передовых технологий в области направленной энергии как компонента общего диалога по ПРО с Индией и углубления военных контактов между двумя странами.

ДИСКУССИИ И КНИГИ В ФОНДЕ «НАСЛЕДИЕ»

В Фонде «Наследие» состоялась конференция на тему «Политика США в отношении Закавказья: энергетические и геополитические вызовы». Со вступительным словом к участникам обратился помощник заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии М. Брыза. Одна сессия была посвящена проблемам региональной безопасности после августовской войны между Россией и Грузией. На второй обсуждалась тема «Энергоносители и трубопроводы: возврат к большой игре? Вызовы для США и Европы».
В ходе дискуссии отмечалось, что российско-украинская газовая война высветила стратегическую зависимость Европы от российских энергоносителей и еще сильнее повысила значение углеводородных запасов каспийского региона. После российско-грузинской войны Закавказье находится в опасном положении, испытывая на себе все усиливающееся давление со стороны России. После президентских выборов в октябре прошлого года Азербайджан попал в поле столкновения конкурирующих интересов Запада, России, Ирана и Турции. Недавно подтвержденные огромные запасы природного газа в Туркменистане дали новый импульс планированию таких энергетических коридоров, как «Набукко» и Транскаспийский газопровод. Инфраструктура и экономика Грузии находятся в стадии восстановления; Азербайджан и Армения получили дополнительный стимул урегулировать Нагорно-Карабахский конфликт, а Европа сможет, по-видимому, приступить к реализации «Набукко».
Можно ожидать усиления геополитической неопределенности, поразившей Закавказье и сопредельные с ним стратегические черноморский и каспийский регионы.
Эксперты пытались дать ответы на следующие вопросы: какой должен быть подход новой администрации США к сложной динамике в Закавказье в свете возрастания региональных вызовов? Каким образом Соединенные Штаты должны продолжать расширение двусторонних и многосторонних отношений на Кавказе и в каспийском регионе? Какой вклад могут внести возрождающаяся Россия, непредсказуемый Иран и богатая энергоресурсами Центральная Азия в геополитические и геоэкономические изменения на этом оживленном евразийском перекрестке?

НОВОСТИ РОССИЙСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

21 января состоялось очередное заседание Форума реформ Российского представительства Фонда «Наследие». На нем было представлено новое издание «Индекса экономической свободы», ежегодно публикуемого Фондом «Наследие» совместно с газетой «Уолл-стрит джорнэл». В презентации приняли участие известные политики, представители деловых кругов, СМИ, экспертного сообщества, дипкорпуса и НКО. Глава представительства рассказал об особенностях нынешнего издания «Индекса» и содержащихся в нем оценках нынешней экономической ситуации в мире. Участники дискуссии констатировали большую значимость этого издания для понимания мировых экономических процессов в современных условиях. Подчеркивалось, что «Индекс» дает уникальную возможность для сопоставления динамики экономической свободы в глобальном масштабе.
Если на презентациях прошлых «Индексов» возникали расхождения относительно низкого рейтинга России в «Индексе», то сейчас участники дискуссии были единодушны в том, что экономическая свобода в России находится на спаде. Особо отмечалось в этой связи растущее вмешательство государства в экономику и широкое распространение протекционизма.
В числе факторов уменьшения экономической свободы в России отмечалось сокрытие государственными органами информации о реальном положении дел в экономике страны, цензура сведений об этом в СМИ и отсутствие возможностей открытого обмена мнениями об оптимальных антикризисных мерах.
В дискуссии был затронут вопрос о причинах и следствиях нынешнего кризиса. Участники заседания были практически солидарны в оценке, что глобальный кризис стал следствием грубых ошибок в государственном регулировании экономики, и поэтому говорить о якобы имеющем место крахе модели свободной рыночной экономики совершенно неправомерно.

Комментариев нет: