Девальвация рубля как следствие кризиса
На прошлой неделе Банк России завершил «плавную девальвацию» рубля, которая дорого обошлась российскому налогоплательщику и бюджету. Из-за резкого падения цен на энергоносители и сокращения валютных поступлений Россия не досчиталась огромных сумм, и Центробанк в последние месяцы был вынужден искусственно поддерживать платежеспособность рубля. В среднем, в один торговый день на Московской международной валютной бирже интервенции Центробанка составляли около 1,6 млрд. долларов. Таким образом, за два с небольшим месяца золотовалютные резервы ЦБ сократились на 80 млрд. долларов, а общие потери с августа достигли 200 млрд. Если бы Центробанк продолжал поддерживать рубль в таких масштабах, то к концу года резервы испарились бы вообще.
Установленный сейчас технический коридор по бивалютной корзине (доллар и евро) означает, что рубль упал по отношению к доллару, как минимум, на 50 процентов по сравнению с пиком в июле 2008 г. Оптимистические прогнозы Центробанка о том, что нынешний уровень сохранится несколько месяцев, не внушают доверия. Руководство ЦБ по-прежнему уповает исключительно на более высокие цены на нефть. Председатель ЦБ Сергей Игнатьев вынужден признать, что если баррель будет стоить менее 30 долларов, то девальвацию рубля придется продолжить.
Серьезное давление на рубль оказывают инфляционные ожидания населения. В свете продолжающегося падения рубля наблюдается ажиотаж в сфере покупки иностранной валюты, что также не способствует стабильности рубля. По оценке экспертов, российская ситуация с почти абсолютной точностью воспроизводит положение в бразильской экономике. Там тоже был установлен плавающий курс реала и обозначен коридор колебаний. Однако эти меры бразильского правительства лишь подстегнули падение национальной валюты. То же самое вполне возможно и в России.
Как бизнес реагирует на антикризисную политику правительства
Лихорадочные меры, принимаемые российским правительством для борьбы с кризисом, пока оказывают незначительное воздействие на оздоровление экономики. Появление списка 295 так называемых системообразующих компаний, которые стали приоритетными получателями государственной помощи, вызвало серьезные трения внутри делового сообщества России. Те предприятия, которые оказались за бортом этого списка, стремятся всеми силами получить доступ к лакомому пирогу. Не вполне довольны нынешней ситуацией и те счастливчики, которые получили привилегии.
Дело в том, что в обмен на оказание поддержки правительство требует от корпораций полного раскрытия информации о состоянии дел. А это в условиях острой конкурентной борьбы и широко распространенной коррупции ставит многие предприятия в уязвимое положение. С помощью предоставляемой информации государство получает дополнительные рычаги манипулирования и контроля над бизнесом. Как отмечает руководство Российского союза промышленников и предпринимателей, фактически получается так, что государственная поддержка ухудшает положение акционеров, а не улучшает его.
Тем не менее, пока не просматривается желания бизнеса отказываться от государственных денег, гарантий и льгот. Борьба за включение в государственный список была весьма острой и продолжалась до самого последнего момента. Примечательно, например, что первоначально в списке, утвержденном правительством, было всего 250 компаний, но за три дня, пока он готовился к обнародованию, их число увеличилось до 295-ти. Даже беглый взгляд на этот перечень сразу позволяет установить, какие именно влиятельные силы и личности в Кремле и российском Белом доме стоят за каждым отдельным реципиентом государственной помощи.
Российские санкции против Грузии: эффект бумеранга
На прошлой неделе президент Медведев объявил о введении санкций против иностранных государств и компаний, которые поставляют вооружение и военную технику в Грузию. Как и во многих других случаях, Москва стремится к зеркальному воспроизведению политики США, которые используют аналогичный инструмент в своих отношениях со странами-изгоями. Вводя подобные санкции против партнеров Тбилиси, Москва фактически дезавуирует собственную позицию относительно неэффективности санкций, которую она неоднократно озвучивала применительно к Ирану и ряду других стран.
Предварительный анализ последствий этого шага Кремля указывает, что, в конечном итоге, Россия может наказать саму себя. Дело в том, что первыми жертвами этих санкций могут стать промышленные предприятия в постсоветском пространстве, в частности, на Украине, от которых зависит сама российская экономика. Поскольку Киев не собирается отказываться от военного сотрудничества с Тбилиси, то в ответ на санкции Москвы он может ввести свои собственные меры, которые больно ударят по военным заказам России.
Вводя санкции против иностранных государств, Москва вместе с тем, по существу, не перекрывает каналы нелегальных поставок российских вооружений через третьи страны в Грузию. А ведь существуют свидетельства того, что некоторую часть своей боевой техники Грузия все время получала из России. Экономическая прибыль постоянно доминирует над высокими политическими соображениями и позволяет обходить всевозможные ограничения.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий