Кремль пытается консолидировать анти-НАТО
Кремль серьезно обеспокоен ростом центробежных тенденций в постсоветском пространстве и отчетливой ориентацией ряда сопредельных государств, прежде всего Украины и Грузии, на сближение с западными структурами политического сотрудничества и безопасности – НАТО и Евросоюза. Визит вице-президента США Джо Байдена на Украину и в Грузию был воспринят в Кремле с раздражением как, пусть, робкая, но все же, попытка поддержать Киев и Тбилиси в их стремлении проводить независимую от Москвы политику и вступить в НАТО. А высказывание Байдена о том, что ослабление российской экономики вынудит Москву пойти на уступки Западу и отказаться от попыток главенствовать на постсоветском пространстве вообще вызвало истерическую реакцию со стороны высокопоставленных российских чиновников.
На фоне обостряющихся отношений с Украиной и Грузией Москва форсирует укрепление Организации Договора о коллективной безопасности и ее коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Этот проект рассматривается Москвой как еще один противовес растущему влиянию НАТО в постсоветском пространстве – в дополнение к механизмам, формируемым Россией совместно с Китаем в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
Именно проблеме укрепления ОДКБ и ускоренного развертывания КСОР был посвящен неформальный саммит ОДКБ в киргизском Чолпон-Ата. Поскольку политические стимулы для блокового строительства у союзников Москвы не слишком сильны, Россия даже в условиях экономического кризиса вынуждена постоянно прибегать к финансовым инструментам для их консолидации вокруг себя.
Важнейшим итогом встречи в Чолпон-Ате стала договоренность между Москвой и Бишкеком об открытии в Киргизии еще одной российской военной базы, которая будет использоваться именно для нужд КСОР. Экономическая цена этого решения для России весьма велика. Президент Дмитрий Медведев обещал киргизскому лидеру Курманбеку Бакиеву предоставить в полном объеме ранее обещанный кредит в размере 2 млрд. долларов.
Не так просто обстояла ситуация с белорусским президентом Александром Лукашенко, который 2 месяца назад из-за российских санкций в отношении белорусской молочной продукции отказался подписать договоренность о КСОР. Москва пошла на серьезные уступки Минску. Непосредственно перед саммитом в Киргизии Москва официально объявила, что проблем с поставками белорусской молочной продукции в Россию больше не будет. Судя по всему, Лукашенко также получил определенные гарантии в отношении российского кредита размером в 500 млн. долларов. Однако, несмотря на мощное давление и посулы Кремля, Лукашенко не стал подписывать соглашение по КСОР непосредственно в Киргизии, а лишь пообещал сделать это в ближайшее время.
Таким образом, он продолжает вести двойную игру – демонстрирует Западу свою готовность сотрудничать с ним и дистанцироваться от России и в то же время флиртует с Кремлем в обмен на экономические привилегии и субсидии. Осенью в Белоруссии должны состояться самые крупные за последние два десятилетия маневры российских и белорусских войск под названием «Запад-2009» с явной антинатовской направленностью.
Очевидно, однако, что экономические трудности России будут препятствовать выделению дополнительных ресурсов на формирование мощного антизападного военно-политического блока, и это, несомненно, будет ограничивать возможности и эффективность ОДКБ и ее коллективных сил оперативного реагирования как военно-политического фактора, используемого Россией для сдерживания процесса экспансии НАТО.
Как российские власти понимают коррупцию
В последнее время на разных уровнях власти в России ведется много разговоров о борьбе с коррупцией. Однако противоречивые заявления на этот счет со стороны высших должностных лиц говорят о том, что у них нет ни единого понимания ситуации в этой сфере, ни четкой стратегии борьбы с ней.
На прошлой неделе это обстоятельство отчетливо проявилось в латентной полемике между президентом Медведевым и Министерством внутренних дел. По данным МВД, за последнее время количество и качество взяток в России значительно увеличилось. В этом году средняя величина взятки составила 27 тыс. рублей, что почти в три раза больше, чем в прошлом. На 26 процентов возросло количество выявленных и зарегистрированных преступлений, связанных с получением взяток.
Несмотря на имитацию властями бурной деятельности по борьбе с коррупцией, половина населения по-прежнему считает эту борьбу неэффективной. А большинство граждан вообще полагают, что жаловаться на взяточников в правоохранительные органы «бесполезно и опасно». Такие данные ставят под сомнение действенность антикоррупционной политики Кремля и полностью ее дискредитируют.
Закономерно, что президент Медведев не замедлил откликнуться на критические оценки, заявив, что разговоры о резком росте уровня взяток – «вранье». Однако многочисленные факты, которые приводят независимые общественные организации и центры исследования общественного мнения свидетельствуют о том, что МВД в своих оценках масштабов коррупции гораздо ближе к истине, чем президент.
Официальная статистика правоохранительных органов однозначно свидетельствует о том, что коррупции подвержены практически все сферы профессиональной деятельности, а не только те, которые примыкают к преступному миру, как на Западе. Так, по заявлению председателя следственного комитета при российской прокуратуре Александра Бастрыкина, наиболее коррумпированными являются правоохранительная сфера и области здравоохранения и образования. Растет коррупция в финансово-бюджетной сфере.
Поскольку высшая власть в России фактически не признает реальных масштабов коррупции, то и невозможно ожидать от нее эффективных мер борьбы с этим всепроникающим явлением.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий