Скандал вокруг местных выборов в России продолжается
Политический скандал в связи с фальсификацией местных выборов 11 октября получил на прошлой неделе новый поворот. Три фракции Госдумы, считающиеся оппозиционными, – ЛДПР, коммунисты и «Справедливая Россия» - демонстративно покинули зал заседаний в знак протеста против нарушений, имевших место на выборах. Лидер либерал-демократов Владимир Жириновский потребовал отмены результатов выборов по всей стране. Оппозиционеры попросили об экстренной встрече с президентом Дмитрием Медведевым.
Руководство Госдумы, представляющее «Единую Россию», осудило эту акцию. Ее спикер Борис Грызлов сразу назвал покинувших зал заседаний "саботажниками", а позже недвусмысленно намекнул, что их действия были результатом происков неких внешних сил, стремящихся «поставить Россию на колени».
Демарш «оппозиционеров» может считаться стихийным и спонтанным только теми, кто не сведущ в нюансах российской политической жизни. Все партии, представленные в Госдуме, так или иначе, действуют в соответствии с рекомендациями, идущими из Кремля, и по существу не способны на самостоятельные действия. В чем же смысл их «уокаута», как называют это американцы?
Наибольшие протесты среди партий и общественных кругов вызвали результаты голосования в Москве. Действительно, приводимые факты вызывают, по меньшей мере, недоумение. Скажем, на избирательном участке, где голосовал лидер «Яблока» Сергей Митрохин, по результатам голосования оказалось, что за эту партию вообще не было подано ни одного голоса. К участкам, где прикреплены премьер Владимир Путин и мэр Юрий Лужков, было приковано повышенное внимание журналистов и общественности, и, соответственно, там было меньше возможностей для фальсификаций. Там, где голосовал Путин, его партия ЕР получила всего 26 процентов голосов – по сравнению с 66 процентами в целом по городу – и даже проиграла КПРФ, набравшей почти 34 процента. Более чем скромные результаты у ЕР и в округе, где голосовал Лужков, – всего 38,5 процентов. Эти данные ставят под сомнение результаты выборов по городу в целом.
Закономерно, что именно ситуация в Москве станет первоочередной темой обсуждения между лидерами «оппозиционных» партий и президентом Медведевым, назначенной на 23 октября. Очень многие в Кремле весьма заинтересованы в том, чтобы использовать нынешнее положение для дальнейшего ослабления позиций московского мэра. Не исключено, что и акция «оппозиционеров» в Госдуме была задумана именно как маневр против Лужкова. И если сторонники московского мэра выстраивали систему голосования таким образом, чтобы получить для своего босса как лидера ЕР в регионе абсолютный кредит доверия, то сейчас добытая ими слишком подозрительная по масштабам победа в 2/3 голосов может больно ударить по нему рикошетом и привести к его отставке.
Другой целью Кремля в данной ситуации может являться председатель Центризбиркома Владимир Чуров, который считается ставленником Путина. Защищая мундир своего ведомства, Чуров осудил критику состоявшихся выборов как «политику», забывая о том, что выборы – это не бюрократическая процедура, как хотелось бы многим в российских верхах, а именно политика.
О том, что в Кремле происходят и другие тектонические сдвиги, не очень заметные извне, говорят последние кадровые перемещения в Кремле. От руководства Управления кадров, которое ведало всеми высшими назначениями в стране, отстранен выходец из чекистской среды Владимир Осипов, работавший на этой должности еще при президенте Путине. А на его место поставлен профессиональный юрист Сергей Дубик, долгое время трудившийся под личным началом Дмитрия Медведева. Более того, в руках у Дубика сосредоточены теперь не только кадровые вопросы, но и все проблемы государственной службы, в том числе и антикоррупционные проверки чиновников. Осипов же переведен, в общем-то, на второстепенную работу по государственным наградам.
Разумеется, по одному этому назначению преждевременно говорить о расставании Медведева с путинскими кадрами. Однако в нынешней ситуации это может выглядеть как начало определенной тенденции. Если Медведев или команда вокруг него собираются идти на президентские выборы 2012 г., то контроль над Центризбиркомом и кадровым аппаратом им жизненно необходим.
Что думают в России о визите госсекретаря Х. Клинтон
В московском экспертном сообществе с некоторым недоумением восприняли итоги визита Хилари Клинтон в Москву. У многих создалось впечатление, что главной ее целью было не отстаивать и продвигать американскую позицию, а понравиться московским лидерам и ублажить их. Ни по одному из ключевых вопросов двусторонних отношений Клинтон не проявила твердости, а напротив, была склонна соглашаться с взглядами своих российских собеседников, которые совсем не обязательно совпадают с американскими интересами.
Это особенно ясно проявилось в дискуссии по Ирану. Клинтон по существу согласилась с линией на попустительство ядерным амбициям Тегерана, обозначив свою готовность продолжать бесплодный переговорный процесс и отложить решение о санкциях на неопределенный период.
Клинтон оказалась и в весьма двусмысленной ситуации в вопросе о правах человека в России. Еще до начала ее переговоров в Кремле один из членов американской делегации Майкл Макфолл, как сообщает пресса, заявил, что в рамках нового подхода к России Вашингтон откажется от публичной критики положения с правами человека в России, которая вызывает раздражение в Кремле. Сама Клинтон, встретившаяся с представителями российских НПО, напротив, вроде бы заверила их, что администрация Обамы не отказывается от дискуссии по правам человека и от поддержки правозащитных организаций в России. Однако, по свидетельству ряда участников этой встречи, она носила большей частью формальный, протокольный характер – в явном контрасте с прошлыми подобными мероприятиями, которые проводили президент Дж. Буш-мл. и его госсекретарь Кондолиза Райс.
Переговоры Клинтон в Москве показали, что Кремль с удовольствием проглотил уступки Обамы в отношении неразмещения элементов ПРО в Европе, но не останавливается на достигнутом. До Клинтон целенаправленно доводили мысль о том, что Вашингтон должен подробнее изложить свое видение ПРО и развеять возможные опасения Москвы в связи с ней. Здесь уже вызвало сильное раздражение заявление заместителя главы Пентагона Александра Вершбоу о возможном участии Украины в новой ПРО.
Можно ожидать, что со стороны российских военных кругов последует критика планов интенсивного размещения систем ПРО на мобильных военно-морских носителях как дополнительных факторов угрозы безопасности России.
В ходе визита Клинтон в Москву не было подписано ни одного документа. Но и без этого ясно, что визит госсекретаря оказался по большей части безрезультатным и не принес пользы ни Америке, ни России.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий