Россия наращивает давление на партнеров по ближнему зарубежью
Последние события показывают, что Кремль усиливает давление на своих партнеров по СНГ с целью заручиться их абсолютной поддержкой линии Москвы и предотвратить их сближение с Западом. На прошлой неделе увенчались успехом усилия Москвы по присоединению Белоруссии к коллективным силам оперативного реагирования (КСОР) в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Президент Лукашенко после четырехмесячной паузы подписал, наконец, соответствующие договоренности.
В течение нескольких месяцев белорусский лидер занимал подчеркнуто вызывающую позицию в отношении Москвы. Это было обусловлено отказом Кремля предоставить Минску дешевые кредиты и энергоресурсы и протекционистскими мерами против белорусского сельскохозяйственного экспорта. Лукашенко демонстративно флиртовал с Западом и пошел на вступление Белоруссии в «Восточное партнерство» Евросоюза.
По главному политическому вопросу отношений с Россией – о признании независимости Абхазии и Южной Осетии – Лукашенко занял выжидательную позицию, на словах обещая это признание обеспечить, но реально ничего не делая в этом направлении. В довершении всего, в прошлом месяце Лукашенко обрушился с личными обвинениями в адрес российского премьера Владимира Путина, возложив на него всю ответственность за ухудшение отношений между Москвой и Минском.
Конфронтационная линия Лукашенко вызвала негативную реакцию в Кремле, и российские руководители практически прекратили какие-либо содержательные контакты с ним. Недавние переговоры в Москве между Путиным и его белорусским коллегой Сергеем Сидорским прошли так, будто Лукашенко как национальный лидер вообще не существует.
Что же побудило Лукашенко изменить позицию и пойти на уступки Кремлю? Это, безусловно, тяжелая экономическая ситуация в Белоруссии. Крупнейшие промышленные предприятия находятся на грани остановки. Банковская система близка к катастрофе, а очередной транш от МВФ так и не поступил. Лукашенко рассчитывает, что, уступая Кремлю, он получит жизненно необходимую ему экономическую поддержку.
Действительно, для Кремля вступление Белоруссии в КСОР – это важный политический момент. Оно придаст этим силам большую мощь и стратегическую значимость. Минск предоставит в их распоряжение около 5 тыс. военнослужащих и дополнительно сотрудников спецслужб. Этот контингент станет в КСОР вторым по величине после российского.
Стремясь облегчить экономическое положение своей страны за счет дотаций Москвы, Лукашенко, вроде бы, готов и на большее – признать, наконец, независимость Абхазии и Южной Осетии. Во всяком случае, послушный ему белорусский парламент принял этот вопрос к рассмотрению для ратификации. Ясно, однако, что за такое признание Лукашенко попытается выторговать у России максимум возможного.
Успехом Кремля можно назвать и проведенное в Москве «выкручивание рук» президенту Таджикистана Эмомали Рахмону. Он ехал в Москву с твердым намерением высказать российским лидерам целый ряд требований и претензий. В частности, в планы официального Душанбе входило ввести ежегодную плату в размере 307 млн. долларов за пребывание в Таджикистане 201-ой российской военной базы.
Рахмон также собирался выразить Москве недовольство медленными темпами строительства энергетических сооружений, осуществляемых российскими компаниями. Накануне своего визита он публично назвал «неудовлетворительным» ход строительства трех ГЭС в Таджикистане и раскритиковал «Газпром», который ведет там разведку и добычу газа. В свою очередь в Москве обвиняют Душанбе в неуплате долгов за электроэнергию.
Конфронтационные элементы в двусторонних отношениях наметились и в гуманитарной сфере. Недавно таджикский лидер внес в парламент законопроект, запрещающий использование русского языка в государственных учреждениях. Ранее в Таджикистане была прекращена трансляция передач ряда российских телеканалов. Все это вызвало серьезное охлаждение между Москвой и Душанбе.
Однако переговоры на прошлой неделе между Медведевым и Рахмоном, судя по официальным сообщениям и комментариям СМИ, прошли так, как будто вышеупомянутых проблем и не существовало. Таджикский лидер по существу отказался от всех своих требований и во всем согласился с Медведевым. Не будет взиматься плата за российскую базу. Таджикистан вернет России долги за электроэнергию. Рахмон пообещал «не обижать» русский язык и вернуть российское телевещание.
Как и в случае с Лукашенко, вновь возникает вопрос: почему лидер суверенного государства резко пошел на такие уступки? Ответ, как и в случае с Белоруссией, тоже весьма прост. Таджикистан в политическом и экономическом плане сильно зависит от Москвы, а рассчитывать на поддержку со стороны Запада не может.
Вместе с тем, есть у Рахмона и свои специфические соображения. Зимой в Таджикистане предстоят парламентские выборы, и внутренняя ситуация для Рахмона может оказаться угрожающей. В этих условиях ему жизненно необходима политическая поддержка Москвы, которая к тому же располагает в Таджикистане крупным воинским контингентом. Поэтому ссориться с Кремлем ему сейчас никак нельзя. Но и до полноценного выполнения обещаний, данных в Москве, дело может и не дойти...
События последней недели показывают, что пока что Москве удается держать под контролем своих партнеров по ближнему зарубежью и добиваться от них уступок с помощью мощного политического и экономического давления. Однако это отнюдь не означает, что Белоруссия и Таджикистан являются верными и последовательными союзниками России. Вполне вероятные в обозримой перспективе изменения режимов в этих странах способны поставить вопрос об их отношениях с Россией в совершенно иную, невыгодную и даже опасную для Москвы плоскость. А соперничество с Западом, прежде всего США, за влияние в СНГ только усилится.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий