понедельник, 5 октября 2009 г.

Что было на неделе (29 сентября – 4 октября)

Отношения между Россией и Белоруссией опять в центре внимания

На прошлой неделе отношения между Россией и Белоруссией вновь стали предметом пристального внимания со стороны московского экспертного сообщества. Это вполне закономерно. С формальной точки зрения Минск является единственным союзником Москвы в Европе, который поддерживает с ней тесные военно-политические связи и играет роль буфера между Россией и НАТО. Это нашло выражение в крупных совместных учениях «Запад-2009». В них приняло участие свыше 12,5 военнослужащих, около 40 самолетов и 200 единиц боевой техники. По восторженной оценке белорусского президента Александра Лукашенко, «масштаб этих учений колоссален!».
Действительно, мощная группировка российско-белорусских войск быстро и сокрушительно разгромила «агрессивную армию» соседнего государства под условным названием «Сосновия» с использование стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС, а также артиллерии и танков. Оптимистичен в оценке учений был и российский лидер Дмитрий Медведев, заявив, что «наши союзнические отношения крепнут».
Однако если вынести за скобки церемониальную, показную составляющую военного сотрудничества, каковой обычно являются военные учения в присутствии высших руководителей, то отношения между Москвой и Минском выглядят отнюдь не радужно. За месяц, прошедший после предыдущей встречи двух президентов, список разногласий и взаимных претензий между Россией и Белоруссией только увеличился. Сейчас он включает и затягивание Минском признания независимости Абхазии и Южной Осетии, и задержку с подписанием соглашения о создании сил оперативного реагирования в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Лукашенко недоволен тем, что Москва блокирует поставки белорусской сельхозтехники в Россию, а Россия, в свою очередь, обвиняет Минск в возведении новых торговых барьеров. Даже в военной сфере, которая традиционно была наиболее успешной в двусторонних отношениях, наметился регресс: буксует реализация договоренностей о создании единой системы ПВО.
В экономической сфере существуют серьезные расхождения между Москвой и Минском в оценке существующих договоренностей о цене на газ и в вопросе о предоставлении Минску российских кредитов. Ни один из этих вопросов не нашел даже минимального разрешения в ходе встречи Медведева и Лукашенко с глазу на глаз во время прошедших военных маневров.
Мало сказать, что эта двусторонняя встреча не принесла никаких позитивных результатов. Уже по ее следам Лукашенко выступил с резкими заявлениями, которые способны только ухудшить его отношения с Кремлем. Он, в частности, возложил вину за то, что Белоруссия до сих пор не признала Абхазию и Южную Осетию, на российские СМИ, которые якобы оказывали давление на Минск. А поскольку общеизвестно, что эти СМИ на 100 процентов контролируются Кремлем, то совершенно ясно, кому адресован этот публичный упрек со стороны Лукашенко.
На этом белорусский президент не остановился. Он выдвинул беспрецедентные обвинения в адрес лично российского премьера Владимира Путина. По мнению Лукашенко, он препятствует военному сотрудничеству между Россией и Белоруссией, оказывает давление на Минск и срывает интеграционные процессы в Союзном государстве России и Белоруссии. (Хотя можно сказать, что в свете последних событий идея формирования этого государства по существу превратилась в фикцию).
Общеизвестно, что отношения между Путиным и Лукашенко не сложились с самого момента прихода Путина к власти. Однако обе стороны пытались это скрывать или выносить за скобки двусторонних отношений. Теперь, когда Лукашенко публично выступил с обвинениями в адрес Путина, раскрыв при этом деликатные детали двусторонних переговоров с ним, разрыв между Лукашенко и Кремлем становится реалией, которая серьезно повредит нынешнему состоянию и перспективам двусторонних отношений.
Если Лукашенко рассчитывает, что Кремль, будучи заинтересованным в сохранении Белоруссии в качестве союзника в противостоянии с НАТО, проглотит эти обвинения, то он серьезно заблуждается. Такие выпады лишь еще больше подтолкнут российских лидеров к мысли о необходимости активного поиска альтернативы Лукашенко на посту белорусского лидера. И это может дорого обойтись самому белорусскому батьке.
Если же Лукашенко полагает, что благодаря антимосковским эскападам он сможет заручиться поддержкой Запада, получить политический кредит доверия и экономическую помощь со стороны США и Евросоюза, то и здесь он ошибается. Пока в Белоруссии не наметится ощутимого прогресса в области политических и экономических свобод и прав человека, преждевременно ожидать, чтобы Запад пошел на многостороннее и активное сотрудничество с Лукашенко. Его репутация как «последнего диктатора Европы» пока не претерпела существенной эволюции в глазах западных элит и общественности.
Что пока играет на руку Лукашенко, так это разобщенность белорусской оппозиции. Политические силы, противостоящие авторитарному правлению батьки, никак не могут договориться о единой платформе и совместных действиях. Как известно, в сентябре произошел фактический раскол одной из крупнейших оппозиционных партий страны – Белорусского народного фронта. Контроль над партией перешел к сторонникам бывшего кандидата в президенты Александра Милинкевича. Его союзник Алексей Янукевич был избран лидером БНФ большинством в 174 голоса, тогда как за его противника, действующего председателя Левона Борщевского, проголосовали 144 делегата.
Главным политическим итогом съезда стало то, что БНФ выйдет из Объединения демократических сил, которое также находится в оппозиции к Лукашенко, и пойдет на выборы совместно с движением «За свободу» в рамках формируемого сейчас блока правых сил.
Пока неясно, насколько успешным окажется этот проект с точки зрения мобилизации оппозиционного электората и ослабления позиций Лукашенко. Однако можно предполагать, что официальный Минск будет активно играть на противоречиях между двумя оппозиционными блоками, стремясь дискредитировать их в глазах избирателей и маргинализовать их в преддверии выборов. Пока Лукашенко сохраняет достаточно прочные внутриполитические позиции и не сталкивается с серьезными вызовами со стороны своих политических оппонентов, он будет иметь широкое поле для маневрирования во внешнеполитической сфере и вряд ли будет опасаться внешних угроз для своего режима.
Оправдаются ли его расчеты? По всей видимости, он недооценивает то непреложное обстоятельство, что большая и сильная Россия располагает мощными политическими, экономическими и иными рычагами воздействия на маленькую и слабую Белоруссию. Вопрос заключается лишь в наличии у Кремля политической воли использовать эти рычаги. В любом случае ситуация, сложившаяся сейчас в отношениях между Минском и Москвой, чревата серьезными осложнениями, которые способны дестабилизировать международную обстановку на востоке Европы.

Комментариев нет: