понедельник, 2 ноября 2009 г.

Что было на неделе (26 октября -1 ноября)

Судьба госкорпораций в России

В последнее время заметно усилилась роль высших государственных чиновников, входящих в ближнее окружение Владимира Путина, в управлении экономикой страны. Особенно укрепились позиции вице-премьера Игоря Сечина, который курирует в правительстве проблемы энергетики и многие другие промышленные вопросы. Формально не являясь первым заместителем главы кабинета, Сечин, тем не менее, сконцентрировал в своих руках огромные полномочия.
В середине месяца премьер Путин одобрил предложение Сечина как вице-премьера о передаче акций генерирующих компаний, находящихся в собственности у государства, в распоряжение нового энергогиганта «Интер РАО ЕЭС». Деликатность момента – в том, что совет директоров этого монополиста по экспорту и импорту электроэнергии возглавляет именно Сечин. Цена передаваемых активов составляет 3,3 млрд. долларов, что почти в полтора раза больше нынешней цены самого «Интер РАО ЕЭС». Тем самым роль этого энергетического гиганта на российских и международных рынках существенно возрастает.
Помимо «Интер РАО ЕЭС» Сечин также возглавляет другую монопольную структуру - он является председателем совета директоров Объединенной судостроительной компании. Хотя ОСК около 70 процентов своих доходов получает от оборонных заказов и должна была бы относиться к сфере компетенции другого вице-премьера – Сергея Иванова, она по-прежнему находится в орбите влияния Сечина.
В последние недели вице-премьер предпринял шаги по укреплению своих позиций в ОСК путем кадровых перемен. По инициативе Сечина на должность ее президента назначен Роман Троценко, имеющий опыт работы в большом бизнесе. Этим вице-премьер не ограничился. В конце прошлой недели он потребовал уволить Александра Бузакова, генерального директора региональной дочки ОСК – «Западный центр судостроения», который объединяет крупные предприятия Санкт-Петербурга и прилегающих регионов. На смену ему также прочат одного из приближенных Сечина.
В условиях продолжающейся концентрации экономических рычагов в руках госчиновников выпады президента Дмитрия Медведева против госкорпораций выглядят весьма неубедительно. На прошлой неделе, выступая перед руководителями большого бизнеса, президент заявил о необходимости либо изменить правовой статус этих компаний, либо закрыть их. По словам Медведева, они вышли из-под контроля.
Многие эксперты восприняли эти заявления как начало конца государственных «мамонтов». Однако, на наш взгляд, эти ожидания явно преждевременны. Госкорпорации в России обладают не только экономической мощью, но и огромным политическим влиянием. Их сопротивление попыткам ограничить их роль будет ожесточенным. Ведь предлагаемая президентом ликвидация госкорпораций может привести к тому, что некоторые руководящие должности в бизнесе и правительстве окажутся просто ненужными. Поэтому можно предположить, что путь от деклараций Медведева до их воплощения в жизнь будет трудным, а шансы на успех невелики.
Отдельно следует сказать о новых планах приватизации, вынашиваемых российским правительством. В начале октября первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что в течение ближайших трех лет приватизации могут подвергнуться до 5,5 тыс. компаний. А министр финансов Алексей Кудрин высказался за то, чтобы госсобственность составляла не более 30 процентов, а не свыше 50-ти, как сейчас.
Формально поводом к новым замыслам в области приватизации является необходимость пополнения бюджета. Однако, по мнению ряда аналитиков, за этим скрываются более глубокие причины. За последние годы многие государственные чиновники обогатились в такой степени, что могут позволить себе вкладывать деньги в привлекательные отрасли и предприятия с тем, чтобы обеспечить свое благосостояние на случай ухода из власти. Поэтому они и стремятся, пока существует возможность, как можно скорее воплотить свои властные полномочия в конкретные частные, принадлежащие лично им активы. Однако следует полагать, что конкуренция за прибыльные предприятия тоже будет острой, а сам процесс приватизации, как было и в 1990-е гг., весьма трудным, противоречивым и далеким от стандартов экономической свободы.

Комментариев нет: