Медведев продолжает внешнюю политику Путина
Первые зарубежные визиты Дмитрия Медведева – в Казахстан и Китай – наглядно показали, что приоритеты внешней политики России при новом президенте остаются прежними. Москва явно стремится найти верных союзников скорее на востоке, чем на западе, пытаясь опереться на них в своем противостоянии США и Евросоюзу. Действительно, в отношениях и с Астаной, и Пекином у Москвы достаточно много общих интересов, в том числе и сдерживание американского влияния в Центральной Азии.
Кроме того, Россия располагает серьезными экономическими рычагами для воздействия на Казахстан и Китай. Обе эти страны весьма заинтересованы в сотрудничестве с Россией в сфере энергетики и обороны. Однако и Россия зависит от рынков этих стран и вынуждена адаптировать свою экономическую политику с учетом их интересов.
Политические итоги визита Медведева в Китай можно считать позитивными для Москвы. Российскому президенту удалось добиться, чтобы Пекин поддержал негативное отношение Москвы к американским планам размещения ПРО в Европе. Более того, была подписана двусторонняя Декларация о совместном противостоянии военным угрозам со стороны третьих стран, антиамериканская направленность которой очевидна. Ху Цзиньтао даже заметил, что отношения между Россией и Китаем хороши настолько, что обе стороны непременно объединят свои силы в борьбе против общего врага.
Более сдержанной была позиция Пекина по вопросу о расширении НАТО. Хотя на словах китайское руководство разделяет озабоченность Москвы в связи с этим процессом, в реальности Китай не хочет идти на обострение отношений с НАТО, поскольку весьма заинтересован в снятии Европой эмбарго на поставки оружия для КНР.
В экономической сфере ситуация далеко не столь безоблачна, как это часто пытаются представить обе стороны. Прокладка нефте- и газопроводов из России в Китай для поставок энергоресурсов Пекину идет крайне медленно, прежде всего, из-за расхождений в цене на них. Китайская сторона по-прежнему настаивает на том, чтобы Россия поставляла ей нефть на 40 долларов дешевле, чем на мировые рынки.
Серьезные разногласия сохраняются и в сфере торговли оружием. В последнее время проявились признаки того, что Китай не доволен качеством российских вооружений. В Пекине стремятся производить вооружения сами, - либо покупая лицензии, либо просто копируя российские образцы в обход всех норм защиты интеллектуальной собственности. Однако очевидно, что эти экономические расхождения пока не угрожают военно-политическому сближению Москвы и Пекина.
Переговоры Медведева в Астане с президентом Нурсултаном Назарбаевым также выявили определенные разногласия между Россией и Казахстаном. Астана, с одной стороны, настойчиво выступает за создание единого экономического пространства с Россией – без участия Украины и Белоруссии, что позволило бы ей легче выходить на российские рынки. В Москве достаточно прохладное отношение к форсированию этого процесса. Здесь больше заинтересованы в том, чтобы Казахстан решительно поддерживал линию на то, чтобы экспорт энергоносителей из Центральной Азии в Европу шел через территорию России, а не в обход ее. Однако политическая близость Москвы и Астаны остается неизменной. Немаловажное значение для Медведева и российской элиты в целом имеет то обстоятельство, что и Китай, и Казахстан, не являясь идеалами с точки зрения демократии, не критикуют политику России в области прав и свобод.
Путин увеличивает свою роль во внешней политике
События последних недель показали, что хотя формирование и осуществление внешней политики, согласно российской Конституции, входит в прерогативы президента, Путин как премьер-министр сохраняет свое влияние во внешней политике и даже наращивает его.
Недавний визит бывшего российского президента во Францию со всей очевидностью продемонстрировал, что он уполномочен вести переговоры по самому широкому кругу внешнеполитических вопросов, фактически действуя как лидер государства. В своих ответах на недоуменные вопросы французских журналистов относительно распределения полномочий во внешнеполитической сфере, Путин пояснил, что выступает как постоянный член Совета безопасности, и, что, пожалуй, самое главное, как глава партии «Единая Россия», имеющей большинство голосов в российском парламенте. Этот путинский комментарий однозначно наводит на воспоминания о советских временах, когда именно руководитель КПСС, будь то Хрущев, Брежнев или Горбачев, являлся главной фигурой во внешней политике страны.
Путин принимает и чисто бюрократические меры для укрепления своего внешнеполитического влияния. В аппарате правительства создается специальная должность заместителя руководителя аппарата по внешнеполитическим вопросам, на которую будет назначен бывший посол РФ в Вашингтоне Юрий Ушаков. Это влиятельная фигура в российском внешнеполитическом истеблишменте. До назначения Сергея Лаврова Ушакова даже прочили на должность министра иностранных дел. По слухам у Ушакова не слишком хорошие отношения с нынешним министром Лавровым, который «перебежал ему дорогу», и соперничество между ними, и, следовательно – между их ведомствами - неизбежно.
Судя по всему, в круг полномочий Ушакова будет входить координация деятельности многочисленных двусторонних правительственных комиссий, существующих у России с другими государствами, и их политическое значение может возрасти. Это даст Путину дополнительные рычаги воздействия на внешнюю политику страны в целом.
Инфляция и госрасходы растут
Данные за май показывают, что и в этом месяце инфляцию сдержать не удалось, и она составила около 1,5 процентов – в 2,5 раза больше, чем в мае прошлого года. Этот показатель вновь подтверждает опасения многих экспертов в том, что за год рост цен может составить 20 процентов и более к концу года. Правительственные меры по борьбе с инфляцией явно неэффективны.
Более того, с приходом в правительство премьера Путина наблюдается лавинообразный рост государственных расходов, которые являются основным источником инфляции. Статистические данные показывают, что в каждый из двадцати с небольшим дней пребывания Путина на посту премьера правительство тратило на 250 млн. долларов больше, чем было предусмотрены бюджетом. Пока не видно никаких сдерживающих факторов, которые могли бы воспрепятствовать этому процессу.
Правда, на встрече с министром финансов Алексеем Кудриным Медведев посетовал на то, что инфляция растет из-за чрезмерно мягкой финансовой политики Минфина. Однако конкретных мер по ее ужесточению президент так и не определил. Вся полнота власти в этой сфере, судя по всему, по-прежнему находится в руках у Путина. Показательно, что на днях Медведев передал в собственность крупнейшего оборонного холдинга «Ростехнологии» пакет акций ряда крупнейших авиаперевозчиков, принадлежавший государству. Это серьезно укрепляет позиции главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, за которым стоит сам Путин.
Фронда со стороны российской науки
Общее собрание Академии наук, которое выбирало своих членов и руководство академии вновь, как и в советские времена, попыталось продемонстрировать свою независимость от власти. В число академиков не был избран ставленник Кремля Михаил Ковальчук, которого путинское окружение давно метило во главу академии. И хотя Ковальчук возглавляет известный Курчатовский институт – лидер в сфере атомных исследований, а также многомиллиардную программу развития нанотехнологий, академики отказали ему в праве стать в ряд российских бессмертных.
Не прошли в академики и другие проправительственные кандидаты – председатель Счетной палаты Сергей Степашин и ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Владимир Мау. Последнему в частности инкриминировали его близость к лидеру реформ 1990-х гг. Егору Гайдару, и это красноречиво отражает левые симпатии нынешней академии, сформировавшейся еще в советские времена. Примечательно в этой связи, что академиком зато стал известный своими левыми взглядами политик и экономист Сергей Глазьев.
Свою фронду академия проявила и в вопросе о том, чтобы лишить звания своего члена-корреспондента, опального олигарха Бориса Березовского. Члены академии чрезвычайно боятся любых посягательств на свои права и опасаются создавать какой-либо прецедент, который может поставить их под угрозу. В свое время академия отказалась исключить Андрея Сахарова. Теперь академики не согласились с исключением и Березовского. Президентом академии остался, несмотря на преклонный возраст, Юрий Осипов. Пока что его кандидатуры не вызывает отторжения у Кремля, однако в перспективе на его месте там предпочти бы видеть своего человека.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий