Что показал саммит «Россия-Евросоюз»
Прошедший на прошлой неделе в Ханты-Мансийске саммит «Россия-Евросоюз» ознаменовался решением о начале переговоров о новом двустороннем соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Это можно считать первой дипломатической победой президента Дмитрия Медведева. Ведь на протяжении последнего года этот вопрос был заблокирован из-за разногласий между Россией и отдельными странами Евросоюза, прежде всего, Польшей и Литвой. Однако говорить о радикальном прорыве в отношениях между Россией и ЕС преждевременно.
Саммит в Ханты-Мансийске по существу не привел к решению тех многочисленных проблем и разногласий, которые существуют между Россией и Евросоюзом. Это, в частности, касается и формата нового соглашения. Евросоюз выступает за детальный документ, в котором досконально прописывались бы не только принципы, но и все конкретные позиции взаимного сотрудничества. Россия, как обычно, высказывается за более общее соглашение, которое, с одной стороны, давало бы ей пропагандистские преимущества, а с другой - оставляло бы большую свободу действий в отношении с ЕС.
На первый взгляд, все это выглядит формальными факторами, но за ними скрываются глубинные противоречия между двумя сторонами. Фактически речь идет о столкновении двух мощных протекционистских систем, каждая из которых стремится достичь максимального благоприятствования для себя. Россия заинтересована в том, чтобы, используя имеющиеся у нее мощные финансовые ресурсы, получить контроль над прибыльными и имеющими важное стратегическое значение объектами энергетической инфраструктуры в Европе. Со своей стороны Европа отнюдь не стремится расставаться с этими выгодными источниками прибыли. Более того, Евросоюз хотел бы получить больший доступ к российским энергетическим объектам, которые имеют не меньшую, а, может быть, даже большую привлекательность. Разумеется, в интересы Москвы это не входит.
Борьба европейского и российского протекционизмов охватывает все новые и новые сферы. Одним из скандальных моментов саммита в Ханты-Мансийске стал конфликт между Россией и Финляндией в связи с введением Москвой повышенных пошлин на экспорт леса-кругляка. Решение Москвы обусловлено стремлением поддержать отечественную деревообрабатывающую промышленность, о чем давно говорят российские власти. Однако для Финляндии это решение обернется серьезным повышением цен на ее продукцию деревообработки, прежде всего, бумагу, и снизит ее конкурентоспособность на мировых рынках.
Президент Финляндии Тарья Халонен непосредственно подняла этот вопрос на встрече с Медведевым, однако добиться уступок не смогла. Теперь в ответ Хельсинки может увеличить тарифы на транзит товаров, транспортируемых в Россию и из нее через территорию Финляндии.
К числу неудач ханты-мансийской встречи следует отнести и то, что стороны не сблизились ни в отношении Европейской энергетической хартии, которую Россия продолжает категорически отвергать, ни в отношении отмены роялти - платы за транзитный пролет европейских авиакомпаний по транссибирским маршрутам, против которой Россия также возражает. Эти разногласия носят принципиальный характер и, совершенно очевидно, будут тормозить процесс вступления России в ВТО.
Еще один конфликт, непосредственно касающийся отношений России с ЕС, возник в рамках конгресса угро-финских народов, который проходил в Ханты-Мансийске практически параллельно с саммитом. Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес недвусмысленно дал понять, что финно-угорские народы в Европе сделали выбор в пользу свободы и демократии, а их соплеменникам, проживающим в России, еще предстоит сделать такой выбор. Высказывания эстонского президента о недостатке демократии в России вызвали болезненную реакцию у российской стороны, и глава Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев в ответ подверг резкой критике национальную политику эстонского правительства. В знак протеста эстонская делегация покинула зал заседаний под аплодисменты других участников.
Естественно, что с таким серьезным негативным багажом в двусторонних отношениях переговоры России с Евросоюзом по новому стратегическому соглашению будут весьма болезненными и длительными. Пожалуй, никто сейчас не может предсказать их окончательный результат. Можно предполагать, что, как это было в прошлом, дело завершится набором деклараций о благих намерениях, которые никогда не будут реализованы.
Как бороться с инфляцией
Наш прогноз о возможности обострения расхождений в российских верхах из-за существенного роста инфляции начинает оправдываться. На прошлой неделе президент Медведев дал премьеру Путину специальное поручение активизировать борьбу с инфляцией. И хотя сам Путин является сторонником наращивания государственных расходов, он был вынужден публично отреагировать на поручение президента. Как заявил Путин на заседании Кабинета, «важнейшая задача правительства – снижение инфляции до однозначных цифр в ближайшие годы». Он подчеркнул, что правительство не вправе превышать установленные бюджетом суммы государственных расходов.
Однако в реальности слова расходятся с делом. Буквально через несколько дней Путин объявил о внеплановом повышении заработной платы работникам бюджетной сферы на целых 30 процентов. Это явно выходит за пределы бюджетных рамок.
Министр финансов Алексей Кудрин предпочитает идти по другому пути борьбы с инфляцией, который, однако, тоже носит антилиберальный характер. Кудрин резко возражает против снижения НДС, что обещали сделать и Путин, и Медведев в ходе своей избирательной кампании перед парламентскими и президентскими выборами. На конференции Российского союза промышленников и предпринимателей Кудрин запугивал участников тем, что снижение НДС резко ударит по доходам бюджета и даже приведет к снижению обороноспособности страны, которая гарантирует, по словам Кудрина, что «ядерной войны не будет». Однако влиятельное министерство экономического развития и торговли продолжает настаивать на снижении НДС до 12 процентов с нынешних 18-ти, считая, что эта мера не приведет к резкому уменьшению доходов бюджета в условиях экономического роста.
Тем не менее, Минфин продолжает разрабатывать новые налоговые схемы, направленные на пополнение бюджета через усиление налогового бремени. К 2011 г. планируется ввести налог на жилую недвижимость, который рассчитывался бы на основе рыночной, а не ныне существующей символической цены недвижимости. Сейчас разрыв между этими ценами составляет несколько десятков раз. В настоящее время это налог, составляющий 0,1 процента, вполне по карману большинству населения (я, например, должен заплатить около 12 долларов за год). Однако с введением новой системы ставка налога может увеличиться до 500-1500 долларов. Это может стать источником серьезного социального недовольства. Споры в верхах вокруг этой непопулярной меры неизбежны, и их результат непредсказуем.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий