понедельник, 9 июня 2008 г.

ЧТО БЫЛО НА НЕДЕЛЕ (2-8 июня)

Медведев проявляет высокую внешнеполитическую активность

На прошлой неделе президент Дмитрий Медведев отметился целым рядом важных внешнеполитических шагов и заявлений, которые продемонстрировали его высокую политическую вовлеченность в мировой международный процесс.
Визит Медведева в Германию показал, что приоритеты России на западном направлении остаются теми же самыми, что и при Путине. Москва делает ставку на Берлин как своего главного партнера в Европе, который связан с ней многочисленными политическими и экономическими узами – в большей мере, чем какая-либо другая европейская держава. Используя имеющиеся в ее руках рычаги, Москва рассчитывает, что Берлин будет не только проводить лояльную к ней политику, но и оказывать выгодное ей воздействие на Соединенные Штаты и своих партнеров по НАТО и Евросоюзу.
Тем не менее, переговоры Медведева в Берлине были непростыми. При определенной общности российских и германских интересов между обеими странами сохраняются разногласия, в частности, по энергетическим проблемам. Однако в интересах Медведева было сделать акцент именно на то, что объединяет Россию и Германию. Более того, его визит ознаменовался выдвижением новой российской внешнеполитической инициативы – о заключении нового, юридически обязывающего договора по европейской безопасности. По сообщениям СМИ, эта идея нашла позитивный отклик у канцлера ФРГ Ангелы Меркель.
Целесообразность новой российской инициативы вызывает, однако, определенные сомнения. Современное международное право изобилует документами, регулирующими проблемы безопасности, в том числе и в Европе. Существует Устав ООН, Заключительный акт хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Договор о вооруженных силах в Европе. В чем тогда смысл нового документа?
Ответ, в общем-то, ясен. Россию не удовлетворяют те документы, которые ныне существуют и ограничивают ее возможности и интересы. В большинстве своем они были подписаны на блоковой основе между СССР и НАТО и отражают сложные компромиссы периода «холодной войны». Сейчас, после распада Варшавского договора и при слабости военно-политической системы в контексте СНГ, Москва фактически находится в одиночестве в рамках существующих структур безопасности, и ей необходим новый инструментарий для достижения своих политических целей на континенте.
Вполне очевидно, что, продвигая идею нового договора, Москва рассчитывает сдержать процесс расширения НАТО и помещать укреплению позиций Соединенных Штатов через размещение элементов ПРО и военных баз в Восточной Европе. Стоит также вспомнить, что в свое время – в конце 1970-х – начале 1980-х гг. -Советский Союз также выступал с подобными глобальными инициативами типа Договора о неприменении силы в международных отношениях или взаимного обязательства о неприменении ядерного оружия первыми. Причем происходило это как раз в период наибольшей глобальной военно-политической экспансии СССР.
Еще одной премьерой для президента Медведева стал саммит СНГ в Санкт-Петербурге. Неформальная встреча с лидерами государств постсоветского пространства также высветила непростые проблемы, присутствующие в отношениях России с ее соседями. Как и предполагалось, нелегкими были переговоры Медведева с его украинским коллегой Виктором Ющенко. Киев по существу вновь подтвердил свое стремление вступить в НАТО и добиться вывода Россией ее Черноморского флота из Крыма к 2017 г. Москва по-прежнему категорически против этого. Судя по всему, никакого сближения по этому вопросу достичь не удалось. Однако мощным ударом для Киева стало заявление Медведева о готовящемся повышении вдвое цен на газ для Украины.
Двусторонние переговоры Медведева с грузинским президентом Михаилом Саакашвили не привлекли большого внимания СМИ. Но, как можно предполагать, и они не принесли каких-то серьезных сдвигов в направлении снижения напряженности в двусторонних отношениях Москвы и Тбилиси. А контакты Медведева с руководителями среднеазиатских государств показали, что в этом регионе укрепляются нежелательные для Москвы настроения в пользу энергетических проектов, инициированных Западом и идущих в обход России.
Внешнеполитическая составляющая отчетливо проявилась и в выступлении Медведева на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Здесь российский президент, пожалуй, впервые обрушился с резкой критикой на Соединенные Штаты, что позволило СМИ даже сравнить его речь с известным выступлением Путина в Мюнхене. В частности, из уст Медведева прозвучали обвинения в адрес США в растущем экономическом эгоизме, попытках взять на себя роль глобального правительства.
Однако предложенные Медведевым альтернативы американскому лидерству прозвучали не слишком убедительно. Его идеи о превращении Москвы в мощный мировой финансовый центр, а рубля – в одну из резервных валют – это явные попытки выдать желаемое за действительное. Валютно-финансовая система России еще весьма слаба по сравнению со всеми ведущими западными государствами и реально не способна конкурировать с ними. Это отчетливо проявилось в ходе переговоров о вступлении России в ВТО, когда Москва активно добивалась односторонних преференций для своих финансовых институтов.
Прозвучавшая в речи Медведева на питерском форуме критика мировой практики протекционизма, в частности, в аграрном секторе, с равным успехом может быть переадресована самой России. Ведь именно здесь субсидии аграрному сектору за последние годы достигли астрономических размеров. И уж совсем нелепо смотрится очередная попытка оправдать ростом мировых цен на продовольствие российскую галопирующую инфляцию, которая на самом деле вызвана непомерными государственными расходами.
Российские и некоторые западные СМИ пытались подать первые внешнеполитические шаги Медведева как проявление большей мягкости и либеральности по сравнению с его предшественником Владимиров Путиным. Однако кроме некоторых нюансов в риторике Медведев пока не дает никаких оснований для вывода о смягчении или изменении российской внешней политики.

Правительство дает противоречивые сигналы в отношении госрегулирования

На прошлой неделе российское правительство давало довольно противоречивые сигналы иностранному и отечественному бизнесу относительно роли государства в экономике. Так, на экономическом форуме в Санкт-Петербурге первый вице-премьер Игорь Шувалов обозначил избыточную роль государства в экономике как одну из главных проблем развития страны. Шувалов пообещал вывести государственных чиновников из советов директоров государственных компаний, заменить их на профессиональных менеджеров и ввести международные стандарты корпоративного управления.
На фоне происходившей в последние годы неуклонной экспансии государственного бюрократического аппарата в экономическую сферу заявление Шувалова звучит поистине революционно. Однако, как обычно в России, проблема заключается в его, как теперь модно говорить, имплементации. Поэтому декларации первого вице-премьера могут так и остаться просто словами.
Ведь практика последних дней наглядно свидетельствует о развитии прежних тенденций, прямо противоположных тому, к чему призывал Шувалов. Уже готов проект указа президента о передаче в собственность крупнейшей государственной военно-промышленной корпорации «Ростехнологии» нескольких сотен предприятий, контролируемых государством. Причем, подготовка этого документа осуществлялась в обстановке секретности при сохраняющихся возражениях со стороны ряда экономических министерств. Фактически Кремль продолжает активно лоббировать интересы своих ставленников, игнорируя права частного бизнеса. На этом фоне декларации высокого уровня об ограничении роли государства и защите прав собственников звучат просто абсурдно.
Более того, принятые недавно законы, ограничивающие возможности иностранного бизнеса вкладывать капиталы в стратегические сферы, нормы, препятствующие занятости иностранной рабочей силы в России, жесткие меры правоохранительных органов в отношении иностранных компаний в России откровенно идут вразрез с благостными заявлениями российских лидеров о благоприятном инвестиционном климате в стране. Как и в других сферах, либеральные идеи применительно к экономике лишь озвучиваются, но на практике не осуществляются.

Комментариев нет: