КОНГРЕСС НЕ ДОЛЖЕН МАНИПУЛИРОВАТЬ
СТРАТЕГИЧЕСКИМ НЕФТЯНЫМ ЗАПАСОМ США
Старший эксперт по проблемам России, Евразии и международной энергетической безопасности Центра внешнеполитических исследований им. Эллисонов Фонда «Наследие» Ариэль Коэн отмечает, что конгресс США намеревается законодательно закрепить прекращение правительством США закупок нефти для стратегического нефтяного запаса (СНЗ). Некоторые считают, что это поможет уменьшить цены на бензин. Однако на самом деле прекращение пополнения СНЗ поставит под угрозу безопасность Соединенных Штатов, посягнет на прерогативы президента как главы исполнительной власти по обеспечению национальной обороны и не окажет существенного воздействия на цены на бензин. Конгресс не должен вмешиваться в проблемы СНЗ.
Жизненно важный запас топлива
СНЗ - это резерв нефти на случай чрезвычайных обстоятельств в размере 700 млн. баррелей, который правительство держит на «черный день» – на случай войны или внезапного прекращения нефтяных поставок из одной или ряда нестабильных стран, например, Венесуэлы, Нигерии или государств Персидского залива, где США закупают нефть. СНЗ был создан после нефтяного эмбарго 1973-1974 гг. Он предоставляет президенту широкие возможности, если возникнет серьезная угроза экономике и прекратятся торговые поставки нефти. Он также позволяет Соединенным Штатам выполнить часть своих обязательств в рамках Международного энергетического агентства по пополнению запасов нефти на случай чрезвычайных ситуаций и обеспечивает горючим вооруженные силы. По закону «Об энергетической политике» 2005 г. министерство энергетики должно обеспечить поддержку СНЗ на уровне 1 млрд. баррелей.
Как сказал президент Дж. Буш, Соединенные Штаты «подсели на иглу» импортной нефти, и страна еще не излечилась от этой болезни. США импортируют 64 процента из ежедневно потребляемых 20 млн. баррелей нефти, и эта зависимость все возрастает. На нефть приходится 40 процентов энергопотребления США, причем большая часть приходится на средства транспорта. До тех пор, пока США не избавится от своей зависимости от нефти, жизненно важно иметь ее надежный запас на случай чрезвычайных обстоятельств, особенно в условиях современного изменчивого мира.
Сейчас в СНЗ 700 млн. баррелей. Этого количества нефти достаточно лишь на 75 дней. В январе 2007 г. в своем послании конгрессу президент Буш объявил о решении увеличить СНЗ до 1,5 млрд. баррелей с тем, чтобы «надежнее защитить Америку от возможных срывов поставок нефти».
Потребность страны в расширении СНЗ основана, во-первых, на увеличении внутреннего потребления, возросшем импорте, растущих международных рисках и, во-вторых, на обязательствах США в соответствии с Международной энергетической программой, согласно которым они должны поддерживать 90-дневный запас импортной нефти. Это минимум, необходимый сверхдержаве на случай глобальной чрезвычайной ситуации.
Стратегический нефтяной запас – это, в первую очередь, инструмент политики национальной безопасности. Он не рассчитан на использование для воздействия на рыночные процессы, для политических игр или понижения цен. Нельзя прекратить его пополнение в угоду рынку или краткосрочным предвыборным интересам.
Рискованные схемы
К сожалению, ответственные за политику в этой области хотели бы показать, что действуют в интересах избирателей по болезненному вопросу о ценах на бензин. Так, например, в инициированном демократами законопроекте «О приоритете энергопотребителей» предлагается прекратить пополнение СНЗ. Демократы, по сути дела, предлагают, чтобы президент никогда не возобновлял пополнение запасов нефти.
Авторы законопроекта хотят произвольно манипулировать рыночной ценой на нефть. Президенту будет разрешено возобновлять пополнение СНЗ только в том случае, если средневзвешенная цена на нефть составит в течение трех месяцев менее 75 долларов за баррель. Демократы даже хотят манипулировать существующими контрактами. В законопроекте «О внутренней добыче энергоресурсов» 2008 г. республиканцы повторяют ту же тему. Они хотят приостановить нефтяные закупки для СНЗ на 180 дней.
Не один из этих подходов не сработает, и оба могут быть опасны. Снижение поставок нефти для СНЗ может поставить под угрозу способность Америки реагировать на кризисы по всему миру, выполнять свои международные обязательства и защищать свою страну и союзников.
Отрицательное воздействие
Маловероятно, чтобы довольно незначительное дополнительное количество нефти – всего 70 тыс. баррелей в сутки - могло заметно изменить нынешние стремительно растущие цены на нефть. Управление энергетической информации США уже предсказало, что цена за 1 баррель нефти может снизиться в лучшем случае на 2 доллара. Это уменьшит цены всего на 4-5 центов за галлон бензина.
Прекращение пополнения СНЗ является экономией в мелочах и расточительством в широком плане. Оно приведет к дефициту топлива, что ограничит военные возможности США в случае кризиса. Более того, посягательство конгресса на президентские прерогативы по пополнению СНЗ по сути неконституционно, так как является вмешательством в полномочия исполнительной власти по осуществлению политики в сфере национальной безопасности и обороны.
Представитель Белого дома был прав, объявив, что у администрации США нет планов использовать нефть из СНЗ для снижения цен на бензин: «Нет доказательств того, что эта мера действительно позволит существенно уменьшить цены на бензин. В то же время, если не пополнять СНЗ, то это будет означать прекращение инвестиций в национальную безопасность».
Что делать
По соображениям национальной безопасности и экономических интересов конгресс должен воздержаться от манипулирования СНЗ. Этот вопрос входит в конституционные полномочия президента. Формулировки в законопроекте «О приоритете энергопотребителей» и законе «О внутренней добыче энергоресурсов» принесут больше вреда, чем пользы для энергетической безопасности США и не уменьшат цены на бензин.
СНЗ следует довести до 1,5 млрд. баррелей, как предлагает президент. Конгресс не должен вмешиваться, но если он сделает это, президенту Бушу следует рекомендовать наложить вето на этот закон.
СОГЛАШЕНИЕ С РОССИЕЙ ПО ЯДЕРНОМУ
СОТРУДНИЧЕСТВУ НЕСВОЕВРЕМЕННО
Эксперт по проблемам ядерной энергетики Института экономических исследований им. А. Роу Фонда «Наследие» Джек Спенсер напоминает, что недавно Соединенные Штаты и Россия подписали Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, которое создает рамки для двусторонней торговли ядерными материалами. Соединенные Штаты заключили такие сделки с большинством крупнейших государств, осуществляющих мирную коммерческую деятельность в ядерной сфере – Китаем, Бразилией, странами «Евратома» и Японией. Согласно параграфу 123 закона «Об атомной энергии» 1954 г., подписание этих соглашений обязательно для того, чтобы США могли осуществлять коммерческое сотрудничество в области атомной энергетики с иностранными державами.
Эти соглашения помогают открыть рынки для американской промышленности, обеспечивают доступ к мирным ядерным технологиям и влияют на политику нераспространения. Соглашение с Россией поможет продвижению коммерческих и энергетических интересов США, если оно будет правильно реализовано. Это соглашение очень важно, однако конгресс США не должен его одобрять до тех пор, пока администрация Буша не решит следующие проблемы, давно требующие внимания.
1. Россия не сотрудничает с Соединенными Штатами в плане информирования о своем ядерном сотрудничестве с Тегераном и продолжает поставки ему вооружений для защиты иранской ядерной программы.
2. У России нет всеобъемлющего режима гражданской ответственности в сфере торговли ядерными материалами. Это представляет собой главное препятствие для американских компаний, осуществляющих коммерческую деятельность в атомной сфере в России.
3. Россия не приняла на себя обязательств по открытию своего рынка атомных материалов для иностранных конкурентов.
Однако даже решение этих вопросов не снимет длинный список претензий, которые еще имеются у Соединенных Штатов к России. Агрессивная риторика и поведение России в отношении ряда друзей и союзников США, например, Грузии и Украины, ее попытки диктовать НАТО политическую линию, вялая поддержка санкций против Ирана и продолжающаяся продажа ему конвенциональных вооружений представляют собой значительную опасность для более широких внешнеполитических интересов США.
Каков баланс интересов
При правильном выполнении атомная сделка между США и Россией должна продвигать торговые и энергетические интересы США.
Во-первых, она должна содействовать интересам США в области энергетики. По мере того, как страна стремится уменьшить выбросы в атмосферу двуокиси углерода без ущерба для экономики, становится очевидным, что Соединенные Штаты должны расширить использование атомной энергетики. В недавнем исследовании экономических последствий законопроекта Либермана-Уорнера об изменении климата, проведенном Агентством по энергетической информации, рассматривается семь сценариев соблюдения предусмотренных им жестких правил снижения выбросов двуокиси углерода. Все они влекут за собой негативные экономические последствия. Но эти отрицательные факторы можно контролировать при условии строительства сотен новых ядерных реакторов. К сходным выводам приходят и другие страны.
Если нынешняя тенденция проведения курса на уменьшение выбросов сохранится, в ближайшие десятилетия потребуется существенное развитие атомной энергетики. К сожалению, Соединенные Штаты не располагают адекватной промышленной базой для такого наращивания. До тех пор, пока внутренние мощности не выйдут на новый уровень, для удовлетворения своих потребностей в ядерной энергии США придется рассчитывать на иностранные возможности. Россия принадлежит к горстке стран, располагающих как промышленными возможностями, так и техническими ноу-хау, и может помочь США удовлетворить эти потребности.
Во-вторых, соглашение должно продвигать промышленные интересы США. Соединенные Штаты уже не являются лидером в использовании ядерных технологий в коммерческих целях. Почти тридцатилетняя пауза привела к отставанию США от таких лидеров в этой сфере, как Франция, Россия и Япония. Еще хуже, что нет гарантий оживления ядерной промышленности США в обозримом будущем, тогда как весь мир начинает возрождение ядерной энергетики.
Одной из причин этой тенденции является структура глобального рынка ядерных технологий. Большинство рынков имеют замкнутый характер или жестко контролируются национальными правительствами. Многие международные поставщики в этой сфере либо находятся в собственности государства, либо субсидируются им. Единственным исключением являются Соединенные Штаты, которые широко открыты для иностранных конкурентов. Это вовсе не означает, что американский рынок является полностью открытым, особенно для услуг по обогащению урана, но он намного более открыт, чем большинство иностранных рынков.
Это создает ситуацию, когда частные американские компании вынуждены конкурировать с фирмами, субсидируемыми иностранными государствами, на территории США, и часто лишены доступа на зарубежные рынки. Лучший способ исправить ситуацию – это не закрывать американский рынок для иностранных конкурентов, а открыть рынки за рубежом для американских поставщиков. Неэффективность формы государственной собственности за рубежом рано или поздно позволит американским частным компаниям стать лидерами, если они будут работать в условиях свободной конкуренции. Соглашение между Россией и США способно помочь открыть потенциально огромный российский рынок для американских поставщиков.
Последующие необходимые шаги
Несмотря на потенциальные преимущества, соглашение с Россией не сможет продвигать интересы США, если не будут выполнены определенные условия и решены некоторые проблемы. Закон «Об атомной энергии» 1954 г. дает конгрессу США право приостанавливать действие соглашения и осуществлять контроль над его выполнением. Конгресс должен обязательно реализовать эти полномочия и обеспечить включение в соглашение следующих положений.
Добиться от России прекращения поддержки военной атомной программы Ирана и гарантировать полное раскрытие информации о ней. Отношения России с Ираном в экономической сфере могут быть позитивными, если их строить надлежащим образом. Российские поставки ядерного топлива в конечном итоге подрывают оправдания Ирана относительно необходимости получения им возможностей для обогащения урана. Однако Россия должна прекратить любые усилия, способствующие иранским программам по созданию реактора на тяжелой воде, обогащению урана и переработке использованного топлива. Россия должна раскрыть информацию о своей прошлой деятельности по поддержке иранских программ и о содействии им со стороны третьих стран. Россия должна работать совместно с Соединенными Штатами и другими странами с тем, чтобы заставить Иран приостановить деятельность по обогащению урана и переработке использованного топлива, открывающую Ирану доступ к производству атомной бомбы. Проблема заключается в том, что Соединенные Штаты не располагают достаточными рычагами воздействия на Россию или Иран с тем, чтобы они вели себя по-другому. США должны использовать новое соглашение с Россией как стимул к прекращению ее сотрудничества с Ираном по ядерным проблемам.
Обеспечить адекватную защиту американских компаний, ведущих торговые дела с Россией. При нынешнем соглашении американским компаниям, судя по всему, придется воздержаться от коммерческой деятельности в России в связи с отсутствием правовой защищенности. Это одно из основных препятствий, мешающих американским компаниям участвовать в международной торговле ядерными материалами и технологиями. Действительно, многие страны используют этот фактор как средство защиты собственной атомной энергетики от американских конкурентов. Однако решение есть. Соединенные Штаты являются участниками Конвенции о дополнительной компенсации ущерба жертвам атомной аварии, по которому создаются структуры, гарантирующие защищенность при разрешении вопросов о международной ответственности. Участники конвенции действуют в соответствии с правилами общей ответственности для деятельности в атомной сфере. Это позволяет американским компаниям конкурировать за рубежом. Россия должна присоединиться к этой конвенции..
Обеспечить взаимный доступ к рынкам. Это соглашение должно быть не просто путем для доставки российских материалов и услуг на американский рынок. Ключевым является разрешение американским компаниям конкурировать на территории России. Россия, как и США, планирует значительно расширить свою атомную энергетику. Хотя российские ядерные технологии не имеют равных в мире, наличие иностранных конкурентов будет гарантировать поддержание высоких стандартов качества по всей стране.
Заключение
По закону «Об атомной энергии» 1954 г. конгресс имеет право осуществлять надзор над соглашениями в атомной сфере и в данном случае должен выступить против соглашения с Россией, пока не будут выполнены вышеуказанные условия. Хотя данное соглашение в потенциале может помочь открыть рынки для американской промышленности, обеспечить ей доступ к мирным атомным технологиям и повлиять на политику нераспространения, в настоящий момент оно не готово к реализации. Фактически оно может существенно препятствовать этим интересам. Однако это соглашение может помочь Соединенным Штатам достичь своих целей в Иране, удовлетворить растущие энергетические и экологические потребности и вернуть атомную промышленность США на путь лидерства в этой сфере. По этим причинам конгресс должен гарантировать, что Соединенные Штаты одобрят это соглашение лишь в том случае и тогда, когда будут решены существующие проблемы.
КНИГИ И ДИСКУССИИ В ФОНДЕ «НАСЛЕДИЕ»
1. В Фонде «Наследие» прошла дискуссия на тему «Превращение ядерного возрождения в реальность: взгляд из-за рубежа», в которой приняли участие советник по энергетической политике посольства Великобритании в США Дж. Темпл, советник-посланник посольства Финляндии в США А. Ламмила, министр-советник по проблемам экономики, торговли, промышленности и энергетики посольства Японии в США К. Гото и эксперт по вопросам политики в области ядерной энергетики Фонда «Наследие» Дж. Спенсер.
В настоящее время ядерная энергетика для многих государств мира становится все более реалистичным вариантом, способным примирить их экологические и экономические цели. Однако в Соединенных Штатах все еще остаются сомнения о целесообразности существенного расширения ядерной энергетики, несмотря на безупречную репутацию американских АЭС с точки зрения надежности и экологической безопасности, а также их потенциала в плане преобразования энергетического облика Америки. Пока Соединенные Штаты занимают выжидательную позицию, другие страны переходят от стадии разговоров о новой ядерной энергетике к ее реальному расширению. Например, Финляндия строит новую АЭС, Япония вводит в строй новый завод по обогащению отработанного топлива, а Великобритания приняла политическое решение поддержать новую ядерную энергетику.
Участники дискуссии обсудили целый ряд важных вопросов. Как зарубежные страны решили проблемы, перед которыми стоят сейчас США? Какова легитимная роль государства в возрождающейся на новом уровне атомной отрасли? Как государства мира решают проблемы с отработанным ядерным топливом? Какие уроки могут извлечь Соединенные Штаты из иностранного опыта?
2. В Фонде «Наследие» прошла дискуссия на тему: «Какой должна быть политика США в отношении Европы и Евросоюза». С основными сообщениями выступил сенатор-республиканец от шт. Канзас С. Браунбэк.
Соединенные Штаты в течение многих веков тщательно выстраивали жизненно важные отношения и двусторонние союзы с отдельными европейскими государствами. Наиболее прочным и долговечным союзом стали особые отношения с Великобританией. Это свидетельство систематического взаимодействия и общих ценностей. Однако по мере того, как Великобритания и ее европейские партнеры все больше передают свой национальный суверенитет во всех сферах политики – от обороны до внешней торговли - в ведение Евросоюза, характер стратегического сотрудничества США с Европой неизбежно принимает иную окраску.
В ключевых сферах, особенно во внешней политике и в области обороны, Вашингтон должен выработать всеобъемлющую стратегию по укреплению союзов, которая не подрывала бы, а укрепляла суверенитет национальных государств. США должны задуматься над своей ролью в НАТО, над тем, как в дальнейшем работать с альянсом и что делать с возрастающей ролью ЕС в военной сфере. Со своей стороны, Евросоюз должен определиться, намерен ли он продолжать курс на конфронтацию с Соединенными Штатами, особенно в таких сферах «несиловой политики», как изменение климата и торговля, где он имеет неограниченные наднациональные полномочия.
3. В Фонде «Наследие» состоялась презентация книги директора Центра занятости Гудзоновского института Д. Ферчгот-Рот «Преодолевая барьеры на пути предпринимательства». Книга представляет собой компиляцию дискуссий о реальных и возможных препятствиях для создания и управления малыми предприятиями в США. Составитель и ее коллеги показывают, как политика государства и экономическая обстановка в стране мешают владельцам предприятий и предлагают варианты помощи им.
В книге ставятся вопросы о связи между личным благополучием и предпринимательством, исследуется влияние ставок федерального налогообложения на процесс создания и исчезновения малых предприятий, дается объяснение причин слабого развития самостоятельной предпринимательской деятельности среди мексиканских иммигрантов и приводятся рекомендации об увеличении пенсионного обеспечения для малого бизнеса. Авторы приходят к выводу, что политикам не следует создавать специальные стимулы для предпринимателей с целью создания новых предприятий. Однако они могут сделать многое для поощрения предпринимательства путем отмены правовых и экономических барьеров.
4. В Фонде «Наследие прошла презентация книги вице-президента Тихоокеанского правового фонда Д. Стирлинга «Экологический терроризм: доминирование защиты природы над правами человека».
Почти полвека большинство СМИ и общественных организаций соглашались с утверждением экологического движения о том, что оно стоит на позициях морального превосходства, пытаясь спасти сотни исчезающих видов дикой фауны и флоры. В своей книге Стирлинг анализирует этот хитрый маркетинговый прием и пиаровскую схему, которая ставит природу выше прав человека и содействуют формированию позиции, которая игнорирует человеческие жизни, средства существования и права частной собственности.
Стирлинг дает глубокий анализ конфискационных регулирующих норм в отношении частной собственности во имя защиты так называемых «исчезающих» растений и диких животных. Он предлагает широкий обзор того, как современное экологическое движение манипулирует законом «Об исчезающих видах». Он обращает особое внимание на экстремистские действия движения «зеленых», которые не только стоили многим американцам жизни, работы и жилища, но и попирают гарантии, которые дает гражданам конституция США. За все это время действительно была спасена лишь горстка видов.
5. Член Совета управляющих по международному вещанию США Джеймс Глассман выступил в Фонде «Наследие» с лекцией на тему «Международное вещание США на передовых позициях свободы». Он рассказал, как международное вещание Соединенных Штатов реагирует на постоянные вызовы свободе и демократическому прогрессу в мире. Президент Буш номинировал Глассмана на пост заместителя госсекретаря по вопросам публичной дипломатии. В выступлении был сделан особый акцент на вещание на Афганистан, Иран, Кубу, Сирию, Россию и Тибет.
6. В Фонде «Наследие» прошла презентация книги преподавателя по бизнесу и государственной политике Школы проблем гражданственности и общественной деятельности Сиракузского университета Артура Брукса «Совокупное национальное счастье: почему оно важно для Америки – и как получить больше счастья».
Кто счастливее всех в Америке? Исследования показывают, что верующие считают себя счастливее атеистов, а атеисты думают, что они счастливее верующих. Либералы уверены, что они счастливее консерваторов, но консерваторы с этим не согласны. Практически каждая группа считает, что она счастливее остальных.
В своей новой книге Брукс исследует мифы о счастье в Америке. Как и в своей предыдущей книге «Кто действительно любит: удивительная правда о сострадательном консерватизме», он анализирует огромный объем данных и эмпирических исследований с тем, чтобы выяснить, кто счастлив в Америке, кто – нет, и – что самое важное – почему. Он приходит к выводу, что в сегодняшней Америке существует реальный «разрыв в счастье», который однозначно совпадает с линиями разрыва в политической и культурной жизни Америки.
Как показывает анализ Брукса, главная разделительная черта между счастливыми и несчастливыми американцами обусловлена в основном различиями в социальных и культурных ценностях. Ценности, несущие счастье, - это вера, благотворительность, упорный труд, оптимизм и свобода личности. Атеизм, чрезмерные расчеты на помощь государства в решении собственных проблем и привычка к социальным гарантиям – все это поощряет несчастье. Что можно сделать для распространения счастья в Америке? В книге приводятся удивительные и яркие выводы о том, как правительство США может лучше всего помогать американцам в их погоне за счастьем.
7. В Фонде «Наследие» состоялась презентация книги бывшего заместителя уполномоченного по борьбе с терроризмом в департаменте полиции города Нью-Йорка Майкла Шиана «Уничтожить ячейку: как победить терроризм, не терроризируя себя». В ней Шиан впервые раскрывает истинную внутреннюю деятельность террористических ячеек и показывает, почему пресечь их деятельность так же просто, как и мыслить наступательно, а не оборонительно.
Шиан использует свой обширный 30-летний опыт. Он был тайным агентом в некоторых самых горячих точках в мире, а также принимал участие в выработке политического курса на самых высоких уровнях в Белом доме, госдепартаменте и ООН.
Отвергая поверхностный анализ многих так называемых «экспертов» и «политических авторитетов», Шиан утверждает, что именно острые и творческие операции по сбору разведывательных данных, а отнюдь не простой обмен информацией являются ключом к борьбе против терроризма. В своей книге автор предлагает критический взгляд «изнутри» и затрагивает все аспекты – от программ перехвата Агентства национальной безопасности до опасностей бесконтрольного передвижения прогулочных судов, от простоты сборки больших самодельных бомб до приоритетов в охране государственных границ.
НОВОСТИ РОССИЙСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
ФОНДА «НАСЛЕДИЕ»
В конце мая глава представительства Е.С. Волк находился в Израиле по приглашению местных неправительственных научных центров и выступил с лекциями и сообщениями о внешней, внутренней и экономической политике России в Институте национальных стратегических исследований, Американо-еврейском совете, Институте стратегических исследований Адельсона в центре Шалем и в Иерусалимском институте исследований рынка.
14 мая Е.С. Волк имел беседу с находившимся в Москве членом правления банка Чили Ф. Гарсесом и проинформировал его об особенностях финансово-экономической ситуации в России.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий