Финансовый кризис в России
Российские официальные лица утверждают, что пик финансового кризиса в стране уже прошел. Однако в реальности дело обстоит совершенно иным образом. Сегодня валютный и фондовый рынки вновь обвалились, и торги были прекращены. С мая нынешнего года российский фондовый рынок потерял почти 70 процентов, и государственные меры по его поддержанию пока не приносят ощутимых результатов.
Кремль активно пытается создать впечатление, будто вина за финансовый кризис в России лежит, в основном, на США, а не связана с проблемами российской экономики. При этом наблюдается откровенное злорадство по поводу ситуации в Америке и ограниченных возможностей Вашингтона по его урегулированию. Однако анализ базовых экономических индикаторов показывает, что российский кризис лишь опосредованно связан с американским. Он начался раньше и был усугублен таким специфическим фактором, как военный конфликт с Грузией. Падение российского рынка лишь частично связано с кризисом в США, который Путин охарактеризовал как «американскую заразу».
В попытках удержать ситуацию под контролем Кремль продолжает выделение средств связанным с ним банкам. По указанию правительства Центробанк выдает 50 млрд. долларов Внешэкономбанку, так называемому «Банку развития», на рефинансирование внешних займов корпораций. Тем не менее, очевидно, что деньги, полученные ведущими российскими банками, будут использоваться выборочно, в условиях низкой транспарентности и отсутствия подотчетности. Как уже заявил первый зампред Центробанка Геннадий Меликян, Банк России будет помогать не всем подряд, а только тем банкам, которые имеют значение для страны. Разумеется, определять этот круг банков будут вновь в Кремле.
Тем временем правительство стремится усилить контроль над теми отраслями, которые способны приносить прибыль и обеспечивать стабильность нынешнего режима. Вроде бы совсем недавно была ликвидирована крупнейшая монополия в сфере электроэнергетики РАО «ЕЭС России». Однако предпринимаются попытки воссоздать аналогичную мощную структуру в этой сфере. Речь идет об «Интер РАО ЕЭС», которая в настоящее время является небольшой корпорацией, но к 2015 г. может стать крупнейшей в стране. Уже сейчас она монополист в области экспорта и импорта электроэнергии.
Особая сила этой компании состоит в том, что ее возглавит нынешний вице-премьер Игорь Сечин, известный своей близостью к премьеру Путину. Сечин уже стоит во главе совета директоров «Роснефти», а с приходом на пост руководителя «Интер РАО ЕЭС» станет всесильным куратором огромного энергетического блока, вполне сопоставимого с «Газпромом».
Таким образом, путинская группировка концентрирует в своих руках контроль практически над всем энергетическим сектором страны и тем самым существенно укрепляет свои позиции.
Откат от либеральной налоговой реформы
Планируемые правительством меры в налоговой сфере нельзя назвать иначе, как отходом от принципов сокращения и упрощения налогов, которые были декларированы десятилетие назад. Фактически отброшены в сторону планы сокращения НДС, которые артикулировал в ходе своей предвыборной кампании президент Медведев.
На прошлой неделе в связи с необходимостью значительного пополнения Пенсионного и других социальных фондов правительство объявило о существенном увеличении социальных сборов. Премьер Путин заявил, что с 2010 г. единый социальный налог со ставкой 26 процентов будет заменен тремя страховыми взносами общим размером в 34 процента. При этом пенсионные взносы возрастут сразу на 6 процентов, а взносы в медицинское страхование – на 2 процента.
Как известно, в России социальные налоги платят предприятия, и новые меры означают резкое увеличение налоговой нагрузки на предпринимателей, особенно малых и средних. Это, безусловно, серьезно ухудшит и без того сложное положение российского бизнеса, страдающего от бюрократического произвола, и усилит тенденцию ухода деловой активности в теневую сферу. Предприниматели будут скрывать реальные размеры заработных плат, чтобы не платить социальные налоги, и в результате государство будет недосчитываться поступлений и по социальным сборам, и по подоходному налогу.
По экспертным оценкам, спасение пенсионной системы России с помощью высоких налоговых отчислений обойдется бизнесу не менее чем в 40 млрд. долларов в год. Пока правительство вроде бы обещает компенсировать эти дополнительные расходы. Однако механизм такой компенсации отсутствует. Более того, непонятно, для чего заставлять бизнес платить в Пенсионный фонд, а затем компенсировать ему эти расходы, если выходит, что государство само в состоянии оплачивать пенсионные траты. Скорее всего, обещания компенсации останутся невыполненными, а реальная налоговая нагрузка на бизнес будет возрастать.
На что направлен рост военных расходов
Новый военный бюджет, обсуждаемый в Госдуме, характеризуется поистине астрономическими масштабами планируемого роста военных расходов на будущий год. Заложенная в бюджет сумма примерно в 50 млрд. долларов означает прирост по сравнению с нынешним годом на целых 26 процентов. При этом в указанную сумму не включены дополнительные ассигнования в размере 3 млрд. долларов, запрошенные премьером Путиным. Впечатляют и темпы роста военных расходов на 2010-2011 гг. в 9 и 7 процентов соответственно.
Среди дорогостоящих военных проектов наряду с развертыванием стратегических наступательных вооружений и воздушно-космической обороны – создание сил быстрого развертывания. Эти планы получили особенно мощный импульс после конфликта с Грузией и находятся в стадии ускоренной реализации. Предполагается, что основой новых СБР станут воздушно-десантные войска, морская пехота, спецназ и штурмовая авиация. Элементы боевой деятельности подобных сил отрабатываются сейчас на беспрецедентных учениях кораблей Северного, Балтийского и Черноморского флотов в Средиземном море.
Примечательно, что главные импульсы в пользу создания СБР идут не из минобороны, а из Кремля. Это говорит о том серьезном политическом значении, которое придается этому амбициозному проекту.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий