О чем рассказал российскому народу Путин
Более чем трехчасовое общение российского премьера Владимира Путина с российским населением продемонстрировало, что именно премьер-министр, а не президент Дмитрий Медведев является главным лицом в стране. Путин отвечал на вопросы, касавшиеся не только его непосредственной компетенции как главы правительства, но и проблем внешней и оборонной политики, которые, согласно Конституции, входят в сферу полномочий президента.
Разумеется, главной задачей премьера было убедить население в том, что правительство держит экономический кризис в стране под контролем и делает все возможное для помощи бизнесу и населению, одним словом, успокоить народ.
Вопросы, которые люди задавали Путину, ясно указывали на патерналистский характер их надежд: в условиях кризиса большинство россиян еще в меньшей степени склонны опираться на собственные силы и целиком уповают на поддержку со стороны государства. Путин охотно эксплуатировал эту тенденцию, щедро раздавая обещания государственной поддержки практически всем категориям граждан.
В этом просматривается своеобразная инерция путинского мышления. Он все еще мыслит категориями предкризисной поры, когда у России были, казалось бы, неисчерпаемые финансовые ресурсы. Сейчас ситуация совершенно иная. Однако Путин пока еще, судя по всему, не осознал, что государство не сможет выполнить не только новые обещания, но и вряд ли справится со своими прежними социальными обязательствами.
Официозные информационные источники похвалили Путина за доскональное знание статистических данных по самым различным отраслям экономики и социальной сферы. Действительно, Путин свободно оперировал множеством цифр. Однако некоторые приведенные им данные вызывают определенные сомнения. Путин считает, что безработица вырастет до двух млн. человек, тогда как, по официальным данным Госстата и согласно методологии МОТ, безработных в России сейчас уже 4,6 млн. человек.
Путин признал высокую инфляцию в стране, которая превысит по итогам года 13,5 процентов. Однако он умолчал о том, что первоначальный прогноз на год (8,5 процентов) значительно превзойден. Кроме того, сомнительна попытка Путина оправдать высокую инфляцию поразившим Россию кризисом. Основной прирост инфляции наблюдался еще до августа, то есть до начала кризиса.
Внешнеполитический раздел путинской презентации не впечатлял какими-то новыми откровениями. Однако премьер дал ясно понять, что Москва намерена решительно подталкивать новую американскую администрацию Обамы к серьезным уступкам Москве по ключевым проблемам, прежде всего, ПРО и расширению НАТО.
В своих ответах на вопросы россиян в прямом эфире Путин установил новый для себя рекорд продолжительности общения. Его популярность в стране по-прежнему велика. Президент Медведев – в отличие от Путина – пока еще не выходил на подобное общение с массовой аудиторией. Любопытно также, что за три часа Путин упомянул Медведева лишь один раз, да и то вскользь.
Все эти обстоятельства путинского ток-шоу наводят на мысль о том, что вполне вероятен сценарий досрочной передачи власти от Медведева к Путину под предлогом новой ситуации из-за изменений в Конституции и соответственно продления президентских полномочий. В этом контексте путинская прямая линия в эфире может быть интерпретирована как весомая заявка на возвращение в президентство. Во всяком случае, все рычаги власти по-прежнему фактически находятся в руках Путина.
Почему потерпел фиаско саммит ОБСЕ
России не удается убедить своих европейских партнеров в необходимости какого-то нового международно-правового договора по европейской безопасности. Большинство участников встречи министров иностранных дел ОБСЕ в Хельсинки отказались созвать специальный саммит для обсуждения этой инициативы. В ответ Москва вообще заблокировала принятие итоговой декларации.
Главная проблема, как видится, заключается в том, что европейцы с недоверием относятся к политике Москвы в отношении ее соседей и не без основания усматривают в новом договоре, предлагаемым Кремлем, очередную попытку обеспечить и доминирование Москвы в Европе и ослабить другие уже существующие механизмы и структуры типа НАТО, Евросоюза и ОБСЕ. Как и в советские годы, ставка делается также и на то, чтобы вбить клин между Европой и США, вытеснить Вашингтон из европейских дел.
Серьезным камнем преткновения для продвижения московской инициативы на обозримое время остается признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Этот шаг Москвы не поддержан ни одной европейской страной.
Российские СМИ явно с подачи сверху интерпретировали итоги недавней встречи НАТО как большой успех Кремля, поскольку Североатлантический альянс отказался предоставить «план действий по членству» Украине и Грузии. При этом искусственно замалчивался тот факт, что по существу процесс интеграции Украины и Грузии в НАТО продолжается и через несколько лет они смогут вступить в Североатлантический альянс путем выполнения годовых планов действий и без ПДЧ. Поэтому злорадство отдельных российских политиков по поводу неэффективности НАТО пока преждевременно.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий