Антикризисная помощь по-русски: государство берет экономику под плотный контроль
Российское правительство активно использует нынешний кризис для того, чтобы усилить свой контроль над экономикой и фактически национализировать большинство прибыльных отраслей. Прошедшая неделя принесла новые примеры этой тенденции. Президент Дмитрий Медведев одобрил создание специального фонда поддержки предприятий, который оказывал бы прямую финансовую помощь промышленным структурам в обход существующей банковской системы. По сути дела, речь идет о создании альтернативной схемы финансирования избранных предприятий, которая будет еще менее прозрачна, чем ныне действующий механизм поддержки через бюджетные ассигнования и банки.
В свою очередь премьер Путин обсудил с членами правительства создание списка предприятий, которые будут получать государственную помощь в приоритетном порядке. Таких компаний будет примерно 150-200, и определять их круг будет правительство. Здесь тоже широкие возможности для манипулирования и бюрократического произвола.
В рамках курса, обозначенного президентом и премьером, правительство уже приступило к внесению коррективов в федеральный бюджет. На будущий год в целях экстренной господдержки предполагается дополнительно выделить 450 млрд. рублей (примерно 16 млрд. долларов). Основная часть (300 млрд. рублей) предназначена стратегическим предприятиям в виде государственных гарантий по кредитам. Значительную часть этих средств получит военно-промышленный комплекс, уже находящийся под контролем государства.
Расширяются меры протекционистского характера. Для защиты российских производителей сельскохозяйственной техники премьер Путин распорядился поднять ввозные пошлины на аналогичную иностранную продукцию до 15 процентов. Кроме того, согласно решению премьера, средства, выделяемые из бюджета на закупку сельскохозяйственных агрегатов, будут направляться только отечественным производителям. Это серьезно скажется на российском импорте сельскохозяйственной техники и нанесет весомый удар отношениям России с торговыми партнерами в этой сфере, в частности, с США.
Под предлогом кризиса уже началась плавная национализация тех отраслей, которые еще в состоянии приносить прибыль. Знаковым событием с этой точки зрения стало поглощение НПО «Сатурн», лидера в сфере производства двигателей для самолетов. На протяжении ряда лет руководство этой компании противилось вхождению в государственный холдинг «Оборонпром». Однако в настоящее время под давлением правительства руководство компании, то есть его мажоритарные акционеры, вынуждены продавать акции миноритарному – государству. Поскольку сам «Оборонпром» вошел в состав военно-промышленного гиганта «Ростехнологии», которому покровительствует сам Путин, то шансов у «Сатурна» на сохранение независимости не остается.
Цифры убедительно свидетельствуют о продолжающемся сокращении доли частных предприятий в России и увеличении объема государственной собственности. Если еще пять лет назад государство контролировало 20 процентов совокупного капитала рыночных компаний, то сейчас она уже приближается к 50. Если же брать крупные компании, то здесь эта доля еще больше. Очевидно, что в итоге кризиса объем собственности, контролируемой государством, еще больше возрастет, а процесс приватизации будет идти вспять.
Конституционные гарантии свободы слова под угрозой
15-ю годовщину российской конституции власти решили отметить помпезными мероприятиями. В Кремле была организована представительная конференция с участием президента Медведева и всей российской элиты. В своем выступлении Медведев вновь аргументировал необходимость внесения поправок в Конституцию. Однако речь президента была смазана акцией протеста со стороны лидера либерального движения «Мы», журналиста Романа Доброхотова. Он прервал президентскую речь выкриками с места: «Позор поправкам!», «В стране цензура!» и «У нас нет свободы выбора!».
Президентская охрана тут же убрала протестующего из кремлевского зала, хотя Медведев и предлагал его оставить. Журналист был доставлен в отделение милиции, но какие-либо санкции против него приняты не были. Более того, по его утверждению, милиционеры с пониманием отнеслись к его протестам против поправок в Конституцию, продляющих срок президентства.
Это выступление, хотя и носит локальный и одиночный характер, тем не менее, свидетельствует о существовании в стране реальной оппозиции планам нынешнего режима по фактическому увековечиванию власти на обозримую перспективу. С этим связана, безусловно, и та спешка, с которой проходит процесс внесения и утверждения соответствующих поправок в Конституцию.
О стремлении правительства не допустить какой-либо организованной оппозиции своим планам свидетельствуют и новые поправки к Уголовному кодексу в отношении статьи о государственной измене, которые правительство с подачи спецслужб внесло в Госдуму. Если в настоящее время государственная измена квалифицируется как враждебные действия, угрожающие внешней безопасности страны, то в случае принятия поправок под эту статью будут подпадать все действия «против безопасности РФ, в том числе ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности».
Это существенное расширение состава преступления по данной статье. Фактически любая критика в адрес правительства может быть квалифицирована как государственная измена. Более того, среди действий, приравненных к государственной измене, названо, в частности, оказание консультационной помощи иностранным организациям. Это может стать серьезным ударом для работы иностранных неправительственных организаций в России.
Пока что эти поправки не вызвали энтузиазма у депутатов Госдумы, и многие здравомыслящие парламентарии считают содержащиеся в ней толкования безопасности и государственной измены чрезмерно широкими. Однако прецеденты показывают, что в нынешних условиях внесенные правительством законодательные инициативы, как правило, получают полное одобрение со стороны послушного проправительственного большинства в Госдуме.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий