Как кризис влияет на российскую экономику
На первый план кризисного развития российской экономики все больше выходит проблема безработицы. В марте был отмечен беспрецедентный, почти 40-процентный, рост безработицы. За первые месяцы текущего года она, по официальным данным, возросла с 6 до 7,5 млн. человек, что составляет около 10 процентов трудоспособного населения. По независимым оценкам, безработица, возможно, даже больше – 7,8-8,5 млн.
Реакция властей на резкое увеличение вынужденно неработающих типично бюрократическая. Если статистика правительству не нравится, то надо просто скрыть реальную картину от общественности. По указанию сверху российское статистическое ведомство (Росстат) прекратило публикацию данных о безработице на месячной основе. Теперь данные будут обнародоваться лишь один раз в квартал.
Прогнозы динамики безработицы в России пессимистичны. Как считают независимые эксперты, ее рост не прекратится, а скрытые формы, которые в России традиционно преобладают, могут приобрести открытый характер в связи с неизбежным сокращением не только официальной, но и теневой экономики.
Малоутешительны и другие параметры кризиса в российской экономике. Падение ВВП на 9,5 процентов в I квартале вывело Россию на первое, отнюдь не почетное, место в мировой двадцатке. Влияние антикризисного пакета помощи корпорациям, принятого правительством, пока незначительно.
Рассматриваемые в правительстве предложения по оптимизации налоговой системы предусматривают некоторое сокращение налогов, в частности, для малого и среднего бизнеса. Однако совсем не факт, что предложения Минфина и Минэкономики на этот счет будут одобрены.
Что же касается таможенно-тарифной политики, то правительство все активнее ведет линию на откровенный протекционизм. Неконкурентоспособные на внутреннем рынке российские товары будут защищаться повышением ввозных пошлин. Это касается широкого круга металлоизделий, бытовой химии, легковых автомобилей и пищевых продуктов. Премьер Путин недавно откровенно злорадствовал по поводу того, что невступление России в ВТО принесло ей определенные выгоды – Москве не надо сейчас считаться с нормами этой организации по ограничению протекционизма.
Пробуксовывают и попытки Москвы играть более важную роль в регулировании сферы энергоресурсов в международном масштабе. Выдвинутый лично президентом Медведевым «концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики» встретил более чем прохладное отношение со стороны Запада, прежде всего, Евросоюза. Многие усмотрели в этом документе плохо завуалированную линию на лоббирование интересов «Газпрома» и других российских энергетических гигантов.
Этот документ, судя по всему, как обычно, готовился в спешке, и некоторые включенные в него позиции, подлежащие международному правовому регулированию, вызывают недоумение. Например, среди них числится «асфальтовое дорожное покрытие», «древесина топливная», «уголь древесный». Этот перечень, похоже, просто автоматически взят из справочника-классификатора внешнеэкономической деятельности и свидетельствует о низкой профессиональной культуре и формализме российской бюрократии.
Отношения России с НАТО ухудшились, не успев нормализоваться
В апреле обозначились некоторые признаки нормализации в отношениях России и НАТО, которые были заморожены в результате российско-грузинского конфликта в августе прошлого года. В Брюсселе прошла дипломатическая встреча в формате «Россия-НАТО». Однако параллельно в российских политических кругах и СМИ была развернута беспрецедентная кампания протеста против планируемых в Грузии командно-штабных учений НАТО Cooperative Bow 09/Cooperative Lance 09.
В Москве обходят молчанием тот факт, что эти учения носят характер штабных игр и не предусматривают участия боевых подразделений. Преднамеренно игнорируется и рутинный характер этого мероприятия, в котором участвуют не только страны НАТО, но и отдельные партнеры России по СНГ и ОДКБ, например, Армения. Похоже, что Москве выгодно на нынешнем этапе продолжать демонизировать НАТО и разыгрывать антинатовскую карту как для продвижения внешнеполитической линии на ослабление роли этого альянса в Европе, так во внутриполитических интересах для аргументирования военных акций и программ среди населения.
Непосредственная реакция Москвы на предстоящие учения довольно жесткая. Отменено заседание начальников генштабов «Россия-НАТО», но это, скорее, формальный момент. А вот ввод российских пограничников в Южную Осетию и Абхазию для охраны их границ с Грузией – это уже серьезная демонстрация силы и готовности Москвы решительно реагировать на любые признаки сближения Грузии и НАТО.
Не замедлила последовать и реакция Североатлантического альянса. Персонами нон грата объявлены два сотрудника российского представительства при НАТО в Брюсселе. Следует ожидать ответных шагов Москвы, что, несомненно, приведет к дальнейшему ухудшению отношений России с НАТО. Но, судя по всему, в Кремле не особенно заинтересованы в их улучшении. Вражда с НАТО приносит больше политических дивидендов, чем дружба с ней.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий