Энергетическая экспансия России
Визит президента Дмитрия Медведева в Азербайджан, Туркменистан и Казахстан показал, что Москва рассчитывает укрепить свои политические и экономические позиции в странах-экспортерах энергоресурсов в Закавказье и Центральной Азии и не допустить сильного проникновения туда Запада, прежде всего США. То, что эти визиты были приурочены к началу встречи «большой восьмерки» в Японии – это своеобразный сигнал Западу, что Москва не намерена идти на какие-то существенные уступки в энергетической сфере, а напротив, и впредь планирует использовать энергетические рычаги в своей силовой политике.
Для того чтобы не допустить реализации трубопроводных проектов, которые шли бы в обход России, Москва предложила исключительно привлекательные условия для экспорта газа из Азербайджана и Туркмении. Если российские обещания будут исполнены, то эти страны могут полностью переориентировать свой энергетический экспорт на Россию. Это станет серьезным ударом по разрабатываемым ныне планам транспортировки энергоресурсов по южному маршруту через Каспийское море к Черному в обход российской территории.
Глава мощнейшей энергетической монополии «Газпром» Алексей Миллер предсказал, что к концу года цена российского газа для Европы достигнет 500 долларов за тысячу кубических метров, а если нефть подорожает до 250 долларов за баррель, то газ будет стоить и до 1 тыс. долларов. В этих условиях России становится выгодно покупать газ у Азербайджана и Туркмении для собственных нужд по более низкой цене и наращивать экспорт в Европу по более высокой.
Вполне понятно, что в свете продолжающегося удорожания энергоресурсов обостряется борьба за обладание уже существующими энергетическими источниками. Уже несколько недель продолжается конфликтная ситуация вокруг ТНК-ВР. Российские олигархи, контролирующие часть этой совместной корпорации, настаивают на смещении ее главы англичанина Роберта Дадли. Российские государственные структуры явно на стороне отечественных акционеров, но вынуждены лавировать для сохранения имиджа. Их линия в отношении англичан-сотрудников ТНК-ВР напоминает игру в кошки-мышки. От английских сотрудников то требуют покинуть страну в связи с истечением срока их рабочих виз, то обещают вновь выдать разрешение на работу.
Высшие должностные лица в российском правительстве уклоняются от однозначной оценки сложившейся ситуации, но вполне понятно, каковы их цели. Речь идет о передаче в конечном итоге активов этой нефтяной компании в фактическое распоряжение государства – как это было сделано с «Юкосом». Вопрос лишь в том, кто именно – «Газпром» или «Роснефть», в конце концов, получит контроль над активами ТНК-ВР.
Принятое на прошлой неделе Госдумой решение о сокращении налога на добычу природных ископаемых для нефтяных компаний можно было бы только приветствовать как либеральную меру, если бы это решение действительно стимулировало разработку новых месторождений, модернизацию нефтяной отрасли и снижении цен на нефть. Однако в условиях отсутствия транспарентности и подотчетности российских нефтяных гигантов нельзя исключать, что финансовые ресурсы, полученные от сокращения налогообложения - а это более 4 млрд. долларов в год, – бесследно исчезнут.
Коварная игра в кошки-мышки проводится властями и в отношении бывшего главы «Юкоса» Михаила Ходорковского. Из кругов, близких к Кремлю, идут сигналы о том, что Ходорковского вроде бы могут помиловать, если он подаст соответствующее прошение на имя президента. Однако сделать это означало бы для Ходорковского признать свою вину. Досрочное освобождение для Ходорковского практически невозможно, так как он был неоднократно наказан за якобы имевшие место с его стороны нарушения режима. А на прошлой неделе следственный комитет Генпрокуратуры выдвинул против Ходорковского новые обвинения в хищении и отмывании денег на общую сумму свыше 25 млрд. долларов. Это может стоить Ходорковскому дополнительно 15 лет тюремного заключения.
Власть явно мстит Ходорковскому за его политические амбиции в прошлом и стремится любыми средствами не допустить его возвращения в бизнес и политику. Однако Кремль пытается сохранить при этом видимость законности.
Новая атака на неправительственные организации
На прошлой неделе премьер Владимир Путин своим постановлением резко сократил количество международных организаций, которые могут распространять гранты в России, используя налоговые льготы. Из списка 101 организации исчезли все неправительственные некоммерческие фонды, и осталось всего 12 межправительственных агентств - органы ООН, Евросоюза, Балтийского совета и МАГАТЭ. Среди наиболее известных организаций, чьи гранты будут облагаться подоходным налогом или налогом на прибыль, оказались американские фонды Форда и МакАртура, фонд «Евразия», Всемирный фонд защиты животных и ряд других известных организаций.
Если обратиться к конкретным цифрам, то это означает, что российские организации, получающие гранты от иностранных НКО, должны будут платить 24 процента с них в качестве налога на прибыль, а физические лица, среди которых эти гранты будут делиться, должны будут уплатить с них еще 13 процентов подоходного налога. В этих условиях сам смысл предоставления грантов практически теряется, так как более трети их придется отдавать в федеральный бюджет.
Никаких конкретных разъяснений по поводу причин принятия этого решения правительство пока не дает. Некоторые чиновники в частном порядке объясняют, будто гранты были завуалированной формой финансирования НИОКР и являлись не формой благотворительности, а прямым капиталовложением или оплатой услуг. Однако эта мотивировка не выдерживает критики. Ведь гранты со стороны межправительственных организаций осуществляются точно так же, но под новые правила налогообложения не подпадают.
Несомненно, в принятии нового решения, ущемляющего интересы НКО, как грантодателей, так и грантополучателей, преобладают политические соображения. Речь идет о том, чтобы перекрыть еще один канал финансирования российских институтов гражданского общества и не допустить такой общественно-политической активности с их стороны, которая не вписывалась бы в интересы Кремля. Возможно, неслучайным является тот факт, что постановление правительства о налогообложении грантов последовало сразу после событий в Монголии, которые многие интерпретируют как еще одну «цветную» революцию» в пространстве, которое Москва считает традиционной зоной своего влияния. А именно такой «цветной» революции больше всего боятся в Кремле.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий