Удушение бюрократическим произволом
Под предлогом борьбы с экономическим кризисом власти продолжают ужесточать государственное регулирование, которое удушает деловую активность. В рамках противодействия росту цен правительство пошло на существенное ограничение возможностей расширения торговых продовольственных сетей. В законопроекте, внесенном в Государственную Думу, появился запрет на то, чтобы продуктовая сеть с оборотом более 1 млрд. рублей приобретала или строила новые торговые объекты, если ее доля в объеме реализованных товаров в отдельном городе превышает 25 процентов.
Формально эта мера направлена против монопольного установления цен и, вроде бы, является выражением заботы о потребителях. Однако внимательный анализ показывает, что это законодательное положение касается весьма узкого круга сетей и фактически мало повлияет на рынок и цены в целом.
Появлению статьи о пороге доминирования в правительственном законопроекте предшествовала замысловатая интрига. Еще в прошлый понедельник после заседания правительства глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что было принято решение не вводить никакого порога на деятельность торговых сетей. Однако уже на следующий день по результатам заседания у первого вице-премьера Виктора Зубкова выяснилось, что премьер Владимир Путин лично поручил включить ограничения на деятельность торговых сетей в законопроект.
Что может скрываться за этой интригой? Дело в том, что вводимые ограничения в максимальной степени затронут только одну крупную розничную цепь в России – Х5 Retail Group, во главе которой стоят известные предприниматели Лев Хасис и ветеран внешней разведки Юрий Кобаладзе. Объем ее продаж только в одной Москве в 2008 г. составил 1 трлн. рублей и еще 200 млрд. в Санкт-Петербурге. В прошлом месяце эта цепь уже стала объектом атаки со стороны Путина, когда он посетил один из ее супермаркетов в элитном районе Москвы и раскритиковал высокие торговые наценки на некоторые продукты. Судя по всему, наступление на эту компанию продолжается на этот раз с использованием мощных средств законодательного давления.
По признанию Хасиса, вводимые правительством ограничения могут поставить крест на развитии сетевой торговли. Резко ограничиваются возможности расширения Х5 Retail Group в небольших населенных пунктах, куда розничные сети идут крайне неохотно.
Вместе с тем, уже сейчас ясно, что отдельные сети, которым явно покровительствуют власти, будут затронуты новыми ограничениями в гораздо меньшей степени. Так, например, по словам представителя французской сети «Ашан», она нигде не приближается к потолку в 25 процентов рынка. Близкая к правительственным кругам сеть «Седьмой континент» также, судя по всему, избежит потерь от нового законодательства и даже может окрепнуть благодаря ослаблению конкурентов. Таким образом, государственное регулирование не только ущемляет интересы отдельных корпораций, но и подрывает основы свободной конкуренции.
Государство активно вмешивается и в ситуацию на финансовых рынках. Контролируемый государством Банк России с 1 августа запрещает частным банкам устанавливать ставки по депозитам населения выше 18 процентов годовых. Из-за ограничения дешевых кредитов на финансовом рынке в условиях кризиса российские банки в последнее время переориентировались на активное привлечение средств населения и существенно увеличили дивиденды по срочным депозитам. Это позволило восстановить некоторую стабильность финансового рынка.
Теперь, когда ЦБ пытается воздействовать на процентные ставки методами жесткого регулирования, можно ожидать, что население вновь повернется к более высокорентабельным средствам накопления. В частности, может увеличиться спрос на иностранную наличную валюту, что неизбежно приведет к ослаблению рубля и банковской системы в целом.
Государственное регулирование негативно проявляет себя и в налоговой сфере. На прошлой неделе Госдума приняла пакет законопроектов о замене единого социального налога страховыми взносами. Нагрузка на фонды оплаты труда предприятий возрастут с 26 до 34 процентов. В практическом плане это означает серьезное увеличение налогового бремени на бизнес-сообщество – примерно на 0,8-1 трлн. рублей в 2011 г.
В любой стране мира непопулярное законодательство, которое ведет к увеличению налогов, неизбежно вызвало бы широкую публичную дискуссию и протесты со стороны оппозиции и парламента. Однако инициированный Путиным проект замены ЕСН более высокими сборами прошел через все стадии рассмотрения практически безболезненно. И это красноречиво говорит о слабости российского гражданского общества и политической системы, когда речь идет о защите реальных экономических интересов предпринимательства от бюрократического произвола.
Новые ограничения вводятся и в сфере занятости. Экономический кризис в России вызвал высокую безработицу среди коренного населения страны, и это обострило проблему иностранных рабочих, занятых в российской экономике. Усилилась социально-экономическая напряженность, недовольство населения большим количеством иностранцев, работающих в России (по официальным данным, их примерно 1,5 млн., а в реальности во много раз больше).
Возникший в Москве острый корпоративный конфликт вокруг Черкизовского рынка, за которым стоят противоборствующие властные группировки, особенно ярко высветил проблему иностранной занятости в Москве. Из-за закрытия этого рынка по указанию властей, без работы осталось около 100 тыс. человек, главным образом, выходцев из Китая и стран Центральной Азии.
Для того чтобы решить проблему одним махом и устранить опасность новых конфликтов, Федеральная миграционная служба решила вообще не разрешать иностранцам работать в торговле. В реальности же такой запрет только усилит напряженность в сфере занятости и нанесет серьезный ущерб бизнесу. Коренные жители Москвы не хотят работать на низко оплачиваемых, трудоемких и непрестижных рабочих местах в рыночной торговле, более напоминающей «блошиный рынок». В течение многих лет эта проблема решалась за счет гастарбайтеров. Если сейчас их полностью отстранят от работы, то мелкооптовые рынки перестанут работать, а иностранные рабочие пополнят армию безработных и криминальную среду.
Вот таким образом растущее государственное вмешательство в экономику повсеместно влечет за собой негативные явления, ограничивающие экономическую и политическую свободу в стране.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий