Что получит Обама за отказ от ПРО в Европе
Решение администрации Обамы об отказе от развертывания третьего позиционного района ПРО в Польше и Чехии было воспринято в Москве как радикальный пересмотр американской линии на глобальное лидерство и серьезная уступка России. В то же время, Кремль не считает необходимым делать существенные шаги навстречу Вашингтону, пока ограничиваясь вербальными обещаниями.
Да, действительно Россия в лице Медведева и ряда военачальников объявила об отмене планов размещения в Калининградской области ракет «Искандер», которое планировалось в ответ на развертывание ракет-перехватчиков в Польше. Однако в реальности это не является уступкой Америке. Ракет «Искандер» для дислокации вблизи польских границ у России нет, а заявление об их возможной дислокации там было, скорее, блефом для запугивания восточноевропейских партнеров США и внесения раскола в НАТО.
Что касается Ирана, где Белый дом ожидал наибольших встречных шагов со стороны Москвы, то и здесь позиция Кремля остается предельно осторожной и по-прежнему далекой от линии на жесткое сдерживание и свертывание иранской ядерной программы. Действительно, Медведев на встрече с Обамой в Вашингтоне вроде бы говорил о неизбежности санкций против Ирана в определенных ситуациях. А позднее, на встрече «двадцатки» в Питтсбурге назвал строительство Ираном второго завода по обогащению урана «источником серьезной обеспокоенности».
Москва вроде бы заморозила вопрос о поставках Ирану зенитно-ракетных комплексов «С300». Однако, по мнению экспертов, это связано не с политическим решением, а с отсутствием у России этих ракет, поскольку их производство прекращено.
Таким образом, заявления Медведева, сделанные в США, хотя и свидетельствуют о некотором сближении позиций по Ирану с Западом, тем не менее, не дают оснований для вывода о коренном пересмотре курса Москвы. Примечательно, что в связи с информацией о новом иранском урановом заводе глава российского МИД Сергей Лавров сделал гораздо более мягкое заявление, чем Медведев, воздержавшись от прямой критики в адрес Тегерана.
Можно предполагать, что вернувшись в Москву, Медведев будет вынужден скорректировать свои высказывания в Америке с учетом позиций других ключевых игроков в сфере российской национальной безопасности, прежде всего, премьера Путина, а также влиятельного ядерного промышленного комплекса заинтересованного в продолжении сотрудничества с Ираном. Предстоящие 1 октября переговоры «шестерки» с Ираном покажут, насколько Россия реально продвинулась в направлении эффективного сдерживания иранской ядерной программы.
Пока же ситуация выглядит таким образом, что пересмотр Обамой ряда ключевых позиций американской стратегии национальной безопасности, базирующийся не на принципе лидерства, а, скорее, на аморфной либеральной концепции «кооперативной безопасности», не приносит пользы Америке и не побуждает Москву идти навстречу Вашингтону. Отказ от ПРО в Европе воспринимается как проявление слабости США и укрепляет Кремль в стремлении и впредь демонстрировать, что ни один серьезный вопрос безопасности в Европе не может быть решен без его согласия, в ущерб его интересам. Уже сейчас понятно, что решение Обамы по ПРО нанесло серьезный урон американскому имиджу и позициям в Европе, но не дало никаких ощутимых преимуществ на других региональных направлениях.
Вышла ли Россия из кризиса
В последнее время высокопоставленные лица в российском правительстве, например, главный куратор антикризисных программ, первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступили с оптимистическими заявлениями о вхождении экономики в «стадию восстановления». Однако статистические данные и опросы общественного мнения не подтверждают этого радужного вывода. По такому важному параметру как сбор налогов в федеральный бюджет, увеличение в августе по сравнению с предыдущим месяцем носило незначительный характер и составило менее 2/3 от уровня соответствующего периода в прошлом году.
Все увеличение сборов, а это около 17 млрд.рублей, пришлось на налог на добычу полезных ископаемых. Именно он составил главную статью поступлений в федеральный бюджет – 30 процентов. Это со всей очевидностью говорит о сохраняющейся ориентации российской экономики на экспорт нефти и никак не свидетельствует об эффективности антикризисных программ российского правительства.
Более того, отсутствие какого-либо роста сборов от НДС и единого социального налога говорит о том, что производство и зарплата не растут. То же самое можно сказать и о подоходном налоге, поступления от которого, идущие исключительно в региональные бюджеты, в августе даже уменьшились на 10 процентов по сравнению с предыдущим месяцем.
Опросы общественного мнения указывают, что 75 процентов россиян не считают, что экономический кризис преодолен. Наиболее пессимистические оценки и прогнозы дает наиболее социально активная и стабильная категория лиц в возрасте 40-50 лет. По данным ВЦИОМ, 88 процентов жителей крупных городов, где наибольшие трудности с работой и высокая инфляция, по-прежнему остро ощущают экономический кризис. Правительство же, судя по всему, предпочитает игнорировать такие настроения населения.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий