К вопросу о фальсификации истории
В последнее время российские власти ведут активную кампанию против того, что они называют фальсификацией истории. В прошедшие дни эти усилия обрели особую интенсивность в связи с двумя крупными историческими датами – 70-летием со дня подписания пакта Молотова-Риббентропа и начала второй мировой войны.
Главная цель Кремля заключается в том, чтобы оправдать заключение советско-германского договора о ненападении и не допустить какого-либо отождествления роли Сталина и Гитлера и, ответственно, коммунистического Советского Союза и нацисткой Германии в развязывании второй мировой войны.
Эти попытки не имеют ничего общего с исторической наукой как таковой. В истории периода, предшествовавшего войне, уже не осталось никаких белых пятен. Все документы обнародованы, конкретные факты общеизвестны.
За борьбой против «фальсификации истории» стоят конкретные политические интересы. Современные руководители России не хотят нести ответственность за те преступления против человечности, которые последовали в результате пакта Молотова-Риббентропа, – массовое уничтожение и депортацию населения на оккупированных территориях Украины, Белоруссии, Польши и стран Балтии. Российские лидеры также не соглашаются с трактовкой итогов второй мировой войны, которая преобладает сейчас в Восточной и Центральной Европе, - что победа СССР в войне с Гитлером лишь заменила одну тиранию другой.
На эту тему в последние дни отмечалось немало публикаций в прессе, были показаны фильмы на центральных каналах. Их лейтмотивом как раз и было оправдание политики СССР в преддверии второй мировой войны и возложение ответственности за ее развязывание на западные страны, включая Соединенные Штаты.
В чем причины такого повышенного внимания к событиям 70-летней давности, которые, казалось бы, должны интересовать только историков? Этим вопросом задаются сейчас многие россияне. Ответ, безусловно, лежит опять-таки в политической плоскости. Критика в адрес Сталина и сталинизма воспринимается Кремлем как проявление антироссийской направленности в политике Запада и как попытки очернить нынешнюю Россию. Руководители страны так и не порвали решительно с наследием коммунистического прошлого. Более того, они продолжают защищать это наследие. А это неизбежно будет сказываться на отношениях России с теми ее бывшими союзниками и партнерами, которые решительно отвергли и преодолели это наследие.
В кампании против фальсификации истории второй мировой войны содержится и значительный внутриполитический компонент. Экономический кризис продолжается, жизненный уровень населения падает. Даже по официальной статистике, за последний год резко возросло число россиян, живущих за чертой бедности. В этих условиях мощная пропагандистская кампания фактически в защиту Сталина – это удобный механизм для того, чтобы отвлечь население от существующих трудностей, вновь выдвинуть идею национального самоутверждения на передний план общественной дискуссии.
Что происходит в российско-белорусских отношениях
Очередная встреча российского президента Дмитрия Медведева с белорусским лидером Александром Лукашенко вновь не принесла каких-либо конкретных результатов в деле улучшения двусторонних отношений. Оба руководителя вышли на эту встречу с обширными списками обещаний, которые не были выполнены противоположной стороной.
В претензиях Минска преобладают экономические факторы – Белоруссия так и не получила обещанный второй транш кредита в 1 млрд. долларов. Лукашенко не признает требований Москвы об уплате долга за поставки газа, ссылаясь на якобы данные Медведевым обещания не повышать для Белоруссии цену на этот энергоноситель.
Что касается Москвы, то ее претензии к Минску носят в основном политический характер. В Кремле недовольны тем, что Лукашенко – вопреки данным им обещаниям – так и не признал независимость Абхазии и Южной Осетии и – тоже вопреки своим обещаниям - не подписал соглашения в рамках ОДКБ о коллективных силах оперативного развертывания.
Помощник Медведева по международным делам Сергей Приходько использовал для характеристики переговоров российского и белорусского президентов обтекаемую формулировку: «Разговор носил открытый и содержательный характер». Для всех, кто знаком с дипломатическим жаргоном, эта словесная конструкция однозначно свидетельствует о полном провале переговоров. Никаких договоренностей по существу имеющихся разногласий достигнуто не было, а многие вопросы, судя по всему, даже не обсуждались ввиду сохраняющихся принципиальных различий.
Вместе с тем было бы преждевременным говорить о разрыве между Москвой и Минском. Россия и Белоруссия связаны многими политическими, экономическими и военными обязательствами. К примеру, несмотря на все негативные факторы в двусторонних отношениях, в конце сентября в Белоруссии пройдут крупномасштабные военные учения обеих стран под кодовым названием «Запад-2009» с ярко выраженной антинатовской направленностью. Значительная степень зависимости Белоруссии от России в любом случае будет сдерживать наметившийся дрейф Лукашенко в сторону Запада.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий