четверг, 3 сентября 2009 г.

ЯПОНСКИЕ ВЫБОРЫ СОЗДАЮТ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ АМЕРИКАНО-ЯПОНСКОГО СОЮЗА

Эксперт по проблемам Северо-восточной Азии Центра азиатских исследований Фонда «Наследие» Б. Клингнер констатирует, что Демократическая партия Японии (ДПЯ), находившаяся в оппозиции, оправдала прогнозы и одержала сокрушительную победу над отжившей свой век правящей партией. Смена правительства имеет историческое значение: это лишь второй случай за 50 лет, когда Либерально-демократическая партия (ЛДП) лишалась власти. Недовольный и озлобленный электорат сбросил ее с командных высот не только за неспособность разрешить долгосрочные экономические проблемы страны, но и за невозможность дать какую-либо надежду на улучшение в будущем.
Пока неясна степень перемен, которые привнесет победа ДПЯ во внешнюю политику Японии. Заявления ДПЯ о ее политике в сфере безопасности были расплывчатыми и противоречивыми, так как в преддверии выборов она смягчила свои прежние позиции. Свойственные Японии политические ограничения, анемичное финансирование обороны и апатия в обществе будут продолжать препятствовать способности любого премьер-министра добиться значительного изменения курса.
Вместе с тем, очевидно, что ДПЯ будет проявлять меньше готовности к реализации двусторонних соглашений о перегруппировке сил США и будет менее восприимчива к просьбам Вашингтона о расширении Японией ее роли в международной безопасности. Опрос кандидатов от ДПЯ накануне выборов показал, что лишь меньшинство поддерживает цели США в области безопасности, например, направление японских сил в Афганистан, продолжение операций по дозаправке топливом в Индийском океане и изменение принципов коллективной самообороны Японии с целью обеспечения более активной военной роли страны за рубежом. Значительное число кандидатов ДПЯ выступили за то, чтобы Япония больше концентрировалась на проблемах Азии, чем на американо-японском союзе.

Электорат жаждет перемен

Главной заботой электората был выход Японии из экономических трудностей. Общественность была настроена на отстранение правящей партии и на перемены – тот случай, когда «лучше не известный вам дьявол, чем известный». Выступления в пользу экономических реформ, которые превалировали на предыдущих выборах, были отброшены и заменены обещаниями новых государственных программ по увеличению доходов населения.
ДПЯ утроила число мест в нижней палате парламента. Масштабы поражения ЛДП характеризуются тем, что в парламент не прошла половина влиятельных руководителей ее фракций и видных партийцев - министр финансов Кауро Йосано, бывший премьер Тошики Кайфу, бывший начальник секретариата кабинета министров Нобутака Матимура и бывший министр обороны Юрико Коике.
Как показал опрос, проведенный газетой «Асахи симбун», несмотря на широкую общественную поддержку оппозиции, лишь 54 процента респондентов считают, что ДПЯ реально принесет Японии экономическое и политическое улучшение. Это отражает пессимистические ожидания населения в отношении деятельности нового правительства.
Японская политика вступает сейчас в неизвестность, и впереди страну ожидают беспокойные времена. ДПЯ будет непросто добиться быстрых успехов с целью улучшения своего положения перед выборами в верхнюю палату парламента в 2010 г. Коалиции ДПЯ с другими партиями будут усиливаться или ослабевать в зависимости от того, какой политический выбор она сделает с самого начала. Отклонение вправо в политике создаст напряженность в отношениях с ее социалистическими партнерами, тогда как выбор политического курса на ослабление союза с США может заставить ее консервативных членов идти на компромисс с коллегами из ЛДП.

У ДПЯ туманное стратегическое видение

При взгляде на Японию Вашингтон концентрируется главным образом на ее политике во внешней сфере и в сфере безопасности. Однако эти проблемы не были важными для японских избирателей. В реальности, из-за разнообразия идеологического спектра ее фракций ДПЯ еще не знает, какой будет ее внешняя политика. Выбор партией кандидатов на посты министров обороны и иностранных дел станет сигналом того, взгляды каких фракций доминируют. Должно пройти некоторое время, пока проявится целостная стратегия ДПЯ.
Партия давно выступает за такую внешнюю политику, которая менее зависела бы от Вашингтона и основывалась бы на более равноправных отношениях. Однако она отказалась от своих жестких позиций, когда ее шансы на победу на выборах выросли. Предвыборный политический манифест ДПЯ был документом консенсуса, направленным на то, чтобы привлечь электорат и успокоить США.
В то же время, многое в прошлых и нынешних политических заявлениях ДПЯ должно вызывать беспокойство Вашингтона, так как она отстаивает позиции, враждебные интересам США. Например, лидер ДПЯ Юрико Хатояма, подчеркивая, что американо-японский союз будет «оставаться краеугольным камнем японской дипломатии», описывает положение Японии как оказавшейся «между двух огней – США и Китаем». Он отстаивает более «азиацентрический» политический курс, который предусматривает долгосрочную экономическую и политическую интеграцию азиатских стран. Хатояма призывает к созданию азиатского экономического блока с общей региональной валютой и постоянной структурой коллективной безопасности, аналогичной Евросоюзу.
Что касается краткосрочных проблем безопасности, то Хатояма заявил, что когда в январе следующего года истечет срок действия соответствующего закона, он не станет возобновлять антитеррористические операции по дозаправке топливом, осуществляемые японскими морскими силами самообороны. ДПЯ и раньше активно выступала против пролонгации этого законодательства. Она также возражает против переноса авиабазы американской морской пехоты на Окинаве из Футенмы в Наго, считая, что авиаподразделения должны полностью покинуть остров. Партия также не согласна с договоренностью о совместном финансировании передислокации 8 тыс. морских пехотинцев с Окинавы на Гуам. Более того, ДПЯ призвала к пересмотру нынешнего соглашения о статусе сил США.

Союз ждет ухабистая дорога

Пока ДПЯ будет преодолевать внутренние разногласия и добиваться политического консенсуса, Вашингтону остается напряженно наблюдать. Неопределенность порождает подозрения и ошибочное толкование, а потенциал для дипломатических оплошностей у новых американской и японской администраций высок.
Администрация Обамы должна поддерживать баланс между достижением целей безопасности и поддержанием прочных отношений с Японией как важнейшим союзником. Временами эти цели будут вступать друг с другом в противоречие, а это потребует деликатного балансирования и умелого управления со стороны обеих стран.
Способность США влиять на японскую политику будет тормозиться в большей степени, чем когда-либо раньше, правящей партией, которая скептически - если не с подозрением - относится к намерениям Вашингтона. Будущее альянса потребует тонкого, сложного взаимодействия, хотя обе стороны уже приступили к формулированию условий новых отношений.
Вашингтон должен ожидать и принять определенные перемены тона со стороны нового правительства ДПЯ. Излишне жесткий подход США может вызвать раздражение и даже оттолкнуть важнейшего партнера. Соединенные Штаты должны воздержаться от реагирования на каждое политическое заявление членов ДПЯ, особенно тех, кто призывает к резким переменам в политике в сфере безопасности.
Кроме того, Вашингтон должен спокойно посоветовать новому японскому руководству умерить свою риторику, иначе она будет ослаблять понимание значимости американо-японского альянса и необходимости его трансформации для оптимального реагирования на быстро меняющиеся угрозы. Лидер ДПЯ, будущий премьер Юрико Хатояма должен понимать, что управление страной отличается от избирательной кампании.
Вместе с тем, администрации Обамы следует призвать ДПЯ подтвердить существующие отношения союзничества и двустороннюю политику. США должны настаивать на продолжении выполнения Японией своих обязательств, в частности, в отношении соглашений по перегруппировке сил США, операций по дозаправке в Индийском океане и противоракетной обороны.

Статус-кво?

Соединенным Штатам придется сохранять терпение в отношении упорного нежелания Японии изменить комфортный статус-кво, при котором Токио предпочитает экономические решения для вызовов в сфере безопасности и предоставляет минимальные военные ресурсы для защиты национальных интересов за рубежом.
Вашингтон может найти некоторое утешение, осознав, что зловещие прогнозы существенного крена влево в Японии ошибочны. Однако даже незначительные перемены политического курса или изменения тона будут иметь далеко идущие последствия и внесут напряжение в альянс.
Вашингтон также должно беспокоить то, что поддержание двустороннего статус-кво – это, пожалуй, максимум, на что он может рассчитывать. Однако этот статус-кво становится все более неадекватным для реагирования на азиатские или глобальные вызовы безопасности. Администрация Обамы должна дать ясно понять, что медленная трансформация альянса несовместима с быстрым ходом глобальных перемен.

Комментариев нет: