Бывший помощник по административной работе Института международных исследований им. Дэвисов М. Каффенбергер и эксперт по вопросам экономической политики Центра азиатских исследований Фонда «Наследие» Д. Сизорс отмечают, что одно очень значимое событие в Индии осталось практически незамеченным для остального мира. Индийский парламент одобрил законопроект, гарантирующий бесплатное государственное образование для всех граждан. От того, как этот закон будет проводиться в жизнь, будет зависеть возможность превращения Индии в глобального экономического лидера и глобального экономического партнера США.
Этот закон представляет собой попытку примирить два решающих фактора:
• болезненно низкий уровень грамотности в Индии и нехватку квалифицированной рабочей силы;
• заметный демографический сдвиг в сторону увеличения численности молодежи.
Если эти новые трудовые ресурсы получат адекватное образование, их профессиональное обучение будет легче осуществить, и их труд окажет значительно более благотворное воздействие на индийскую экономику. В этом случае демографические тенденции окажут мощное содействие экономическому росту. Альтернативный же вариант будет ужасным: десятилетия массовой неполной занятости и медленный экономический рост из-за низкой производительности труда.
Необходимость образования
Сердцевина образовательного законопроекта – бесплатное и обязательное восьмилетнее образование для всех детей в возрасте от 6 до 14 лет. С этой целью в законопроекте предусматривается строительство школ во всех населенных пунктах, где их нет, в течение трех лет. У федерального правительства благородные устремления, но реализовывать их – строить школы, обеспечивать бесплатное образование и отслеживать каждого ребенка - должны власти штатов.
Положения законопроекта включают:
• обязательное образование для детей в возрасте 6-14 лет;
• всеобщее бесплатное образование для детей в возрасте 6-14 лет;
• школы должны быть построены во всех населенных пунктах в течение трех лет;
• не должно быть дискриминации в отношении детей из непривилегированных социальных групп;
• частные школы должны предоставлять 25 процентов своих мест детям из непривилегированных социальных групп;
• федеральное правительство должно стандартизировать национальную образовательную программу.
Раздел закона, оставшийся незамеченным, предусматривает создание в каждой школе «комитетов по управлению», на три четверти состоящих из родителей или опекунов. Эти комитеты будут отвечать за мониторинг и подготовку планов, которые лягут в основу действий правительств штатов. Это имеет целью повысить подотчетность школ родителям. Закон также вводит квалификационный сертификат, который каждая школа должна получить от властей штатов. Иначе она будет оштрафована или закрыта.
Демографический вызов
Ставки для законодательства об образовании очень высоки. Одна четверть 1,1-миллиардного населения Индии – это лица моложе 15 лет, более половины - моложе 25 лет, более двух третей - моложе 35 лет. Предположительно, к 2013 г. трудовые ресурсы увеличатся почти на 90 млн. человек – это общая численность трудовых ресурсов Великобритании, Франции и Италии. К 2028 г. население Индии может увеличиться на 370 млн. человек. В Индии будет одновременно самый молодой возрастной состав из всех крупных экономик и самые большие по численности трудовые ресурсы. Такой рост может сделать ее чрезвычайно ценным партнером для США и других стран.
Подобное бурное увеличение рабочей силы традиционно считается позитивным явлением, гарантирующим быстрый экономический рост на 25-30 лет. Увеличение численности работающих означает рост производства, потребления и ВВП. Однако демографический рост не несет чистых выгод автоматически. Обеспечение производственной занятости стольким людям – пугающая перспектива. По одной из оценок, успешный год означает 7 процентов реального роста и не менее 15 млн. новых рабочих мест. Если создание рабочих мест тормозится или рабочие плохо обучены, десятки миллионов останутся безработными или будут иметь неполную занятость.
Сельское хозяйство, где занято три пятых населения Индии, иллюстрирует потенциальную угрозу такого развития событий. Уже сейчас 60 млн. занятых в сельском хозяйстве уволены. Если найти для них работу в промышленности или сфере услуг, это обеспечит 25-процентный рост ВВП в течение пяти лет. Повышение производительности сельскохозяйственного труда – это, конечно, достойная цель, так как ведет к росту доходов и снижению бедности. Однако это также сократит потребность в рабочей силе и увеличит на десятки миллионов армию тех, кто ищет работу в городах.
Неадекватная система
Огромные молодые и профессионально подготовленные трудовые ресурсы Индии способны сыграть большую роль в глобальной экономике. Однако пока что таких трудовых ресурсов нет. Основное внимание концентрируется на высокопрофессиональной рабочей силе в сфере высоких технологий. Однако в ближайшее время наукоемкие компании не смогут обеспечить занятость нового трудоспособного населения, пополняющего трудовые ресурсы страны. Поэтому Индия должна совершенствовать базовые навыки, гарантировать всеобщее начальное образование.
Проблемы выходят за рамки численности этих ресурсов. Бюджет министерства школьного образования и грамотности, которое контролирует начальное и среднее образование и программы ликвидации безграмотности среди взрослого населения, вырос в 2003-2008 финансовых годах почти в пять раз. Между тем, грамотность в масштабе страны составляет лишь 64 процента (90 процентов в Китае). Ясно, что одно лишь финансирование вопрос не решит.
Строительство новых школ - не выход. В настоящее время 25 процентов учителей не являются на работу, и только 50 процентов, находясь в школе, чему-то учат. Лишь один из каждых 3000 чиновников когда-либо увольнял учителя за прогулы. Неудивительно, что половина десятилетних учеников в сельских школах не могут читать даже на уровне шестилеток. В Индексе ЮНЕСКО «Развитие образования для всех в 2009 г.», который ранжирует страны по качеству, распространению и гендерному соотношению в начальном образовании и ликвидации безграмотности среди взрослых, Индия занимает 102-е место из 129-ти.
Необходимы скорейшие существенные перемены. К 2013 г. еще 58 млн. детей, отсеянных из средних школ до завершения образования, могут пополнить трудовые ресурсы. 60 процентов молодых людей, достигших трудоспособного возраста, сконцентрированы в пяти беднейших штатах. Их доступ к образованию может оказаться резко ограниченным.
Законопроект как первый раунд
Законопроект об образовании – это первый позитивный шаг в отражении индийского демографического вызова. Однако потенциальные выгоды и издержки огромны, и еще необходимо сделать очень многое.
Делегирование полномочий с федерального уровня на уровень правительств штатов – это шаг в правильном направлении. Необходимо сделать учителей подотчетными. В новом законопроекте в принципе затрагиваются результаты их деятельности. Новые стандарты подготовки, которые этот законопроект требует от федерального правительства, должны улучшить качество новых педагогических кадров. Местные органы власти будут предоставлять родителям больше возможностей для выбора. Контроль над учителями должен быть, по возможности, максимально децентрализован. В качестве иллюстрации достигнутого успеха: в штате Бихар прогулы учителей снизились наполовину, когда их сделали подотчетными правительству штата.
Штаты должны делегировать местным сообществам и другие полномочия, например, отслеживание школьной посещаемости. Это трудная задача, учитывая размеры населения. Однако если это не делать хорошо, число молодых людей, отсеянных из средних школ, может еще больше возрасти. А это превратит большую часть рабочей силы в бремя.
Частный сектор должен оказать помощь
Федеральное правительство и власти штатов явно нуждаются в большой помощи. Факты свидетельствуют о том, что в очень дешевом частном образовании заинтересованы самые бедные – те, кто рискует остаться без квалификации, без полной занятости и не сможет в полной мере содействовать экономическому развитию. Школы с незначительным финансированием, которое обеспечивается практически полностью бедными родителями, недовольными государственным образованием, лучше по сравнению государственными школами, которые получают значительно большее финансирование.
Однако открытие частного учебного заведения требует многолетней борьбы с бюрократией. Положение нового законопроекта, требующее сертификации каждой школы, создает еще один уровень государственного регулирования. Помимо реализации новых государственных обязательств в отношении образования федеральное правительство и власти штатов должны признать, что в свете демографических перемен необходимо крупномасштабное содействие экономическому развитию Индии со стороны частного сектора с целью ее превращения в процветающую, демократическую и глобальную державу. Развитие Индии – друга Америки, значимость которого постоянно возрастает, – отвечает интересам Соединенных Штатов.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
1 комментарий:
Будет полезен широкому кругу читателей. В нем 193 страницы, галереи фотографий, тексты документов, видеоролики. Масса статей, иногда противоречащих друг другу, для обсуждения и выработки критического мышления. Так что, "лучше один раз увидеть". Добро пожаловать! buy viagra
Отправить комментарий