Старший эксперт по европейским проблемам Центра свободы им. М. Тэтчер Фонда «Наследие» С. Макнамара отмечает, что выборы 736 депутатов Европарламента, прошедшие в начале июня во всех странах Евросоюза, охарактеризовались самой низкой явкой за всю 30-летнюю историю этого законодательного органа. На избирательные участки пришло менее 43 процентов из примерно 375 млн. избирателей.
Несмотря на низкую явку, правоцентристские партии по всей Европе – особенно во Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании – оказались победителями. Определенный успех второстепенных партий, включая ряд экстремистских партий, стал еще одной примечательной тенденцией. В целом, европейский электорат послал ясный сигнал о разочаровании в европейском проекте и об оппозиции дальнейшей европейской интеграции.
Правоцентристские партии в четырех крупнейших государствах ЕС – Франции, Германии, Италии и Испании - либо сохранили, либо улучшили свои позиции. Они сформируют крупнейшую парламентскую фракцию - Европейскую народную партию (ЕНП), у которой будет в Европарламенте 264 места. Правящие партии во Франции, Германии и Италии, возглавляемые соответственно президентом николя Саркози, канцлером Ангелой Меркель и премьером Сильвио Берлускони, существенно опередили своих основных соперников.
• Во Франции ЕНП получила дополнительно 13 мест и теперь насчитывает 29 депутатов, тогда как французские социалисты в Европарламенте потеряли 14 мест и теперь имеют там всего 14 евродепутатов.
• В Германии места в ЕНП получат 42 евродепутата от блока ХДС/ХСС, а у социалистов от СДПГ 23 места.
• Италия будет представлена в ЕНП 35 членами, и пока неясно, будут ли итальянские депутаты в социал-демократической фракции Европарламента.
• В Испании правящая Испанская социалистическая рабочая партия премьера Сапатеро набрала меньше голосов (39 процентов), чем Народная партия (42 процента). У нее будет 21 депутат по сравнению с 23 испанскими депутатами в ЕНП.
Результаты выборов в Германии служат хорошим предзнаменованием для А. Меркель, которая будет противостоять вице-канцлеру, социал-демократу Франку-Вальтеру Штайнмайеру на федеральных выборах в сентябре с.г. На выборах в Европарламент ее партия получила 31 процент голосов, а социал-демократы – 21 процент. Это наихудшие показатели СДПГ с 1945 г.
Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозо назвал выборы в Европарламент «победой европейского проекта». Это поразительное заявление показывает, что лидеры Евросоюза плохо представляют себе общее настроение среди европейских электоратов. Можно отметить три наиболее заслуживающие внимания тенденции.
• Самая низкая явка на выборы в Европарламент с момента его создания.
• Победа партий, которые привержены противостоянию федералистскому статусу-кво и выступают за формирование нового парламентского объединения, ориентированного на Евросоюз, состоящий из национальных государств.
• Успех второстепенных и экстремистских партий.
1. Потеря интереса и разочарование
В целом, европейская общественность проявила полное отсутствие интереса к выборам в Европарламент. Явка постепенно снижается - с 62 процентов в 1979 г. до менее 43 процентов в 2009 г. Эта цифра не отражает реального положения из-за того, что в ряде стран, например, Бельгии, участие в выборах обязательно по закону. В Словакии явка была ниже 20 процентов. В других недавно вступивших в ЕС государствах, включая Чехию, Литву, Словению, Румынию и Польшу, явка была ниже 30 процентов.
Там же, где избиратели активно голосовали, повсеместно наблюдалось разочарование. Предвыборные опросы показали, что электорат мало интересуется проблемами Евросоюза, но даже там, где эти проблемы представлялись важными, избиратели стали более враждебно относиться к дальнейшей европейской интеграции. Например, на вопрос, что должно быть темой избирательной кампании, всего 10 процентов ответили: «Европейские ценности и идентичность», а 57 процентов респондентов были больше обеспокоены проблемой безработицы. Лишь 12 процентов респондентов интересовались «полномочиями и компетенцией европейских институтов», а 45 процентов опрошенных больше беспокоит отсутствие экономического роста. 59 процентов не верят, что Евросоюз решает их проблемы, а 61 процент не верит, что их голосование может что-либо изменить. Из респондентов в 25 странах-участницах Евросоюза более половины относятся к нему безразлично или негативно.
18 процентов респондентов заявили, что не будут голосовать, потому что возражают против создания европейской сверхдержавы. Много миллионов избирателей принципиально проголосовали против европейского проекта. Например, Партия независимости Великобритании, которая выступает за выход страны из Евросоюза, опередила правящую Лейбористскую партию. В итоге лейбористы набрали всего 16 процентов голосов избирателей и получили в Европарламенте 13 мест.
2. Новая консервативная парламентская фракция
Британская консервативная партия во главе с Дэвидом Камероном нанесла сокрушительное поражение правящей Лейбористской партии Гордона Брауна. Лейбористы продемонстрировали худшие результаты на выборах с 1918 г. Их опередили консерваторы и Партия независимости. Приверженность консерваторов идее проведения референдума по дискредитированному Лиссабонскому договору нашла отклик у британских избирателей, которые все более враждебно относятся к централизации власти в Брюсселе.
В июле 2006 г. Камерон взял на себя обязательство после выборов в Европарламент в 2009 г. сформировать новую парламентскую фракцию, которая будет ориентирована на свободные рынки и такую модель европейского управления, которая защищает национальный суверенитет. Ранее Консервативная партия была членом ЕНП/ЕД – фракции, поддерживающей федералистские принципы и идею наднационального Евросоюза. Теперь в коалиции с чешской Гражданской демократической платформой (9 мест в Европарламенте) и польской партией «Закон и справедливость» (15 мест) Консервативная партия будет искать новых партнеров для формирования фракции «европейские консерваторы».
3. Второстепенные партии и экстремисты укрепляют свои позиции
Избрание в Европарламент двух депутатов от Британской националистической партии (БНП) вызвало шок во всей Европе. Неофашистская БНП, устав которой ограничивает членство по этническому признаку, повсеместно считается экстремистской партией, выступающей против иммиграции в Соединенное Королевство. Венгерская партия «Йоббик» с собственным полувоенным крылом, которая является близким союзником БНП, также завоевала три места. Другие партии, квалифицируемые как «крайне правые», увеличили свое влияние в Австрии, Италии и Румынии. Это усилило спекуляции о создании в Европарламенте экстремистской фракции с доступом к более существенным парламентским финансам.
«Зеленые» партии увеличили общую численность своих евродепутатов с 43-х до 53-х, а число поданных за них голосов возросло с 5,5 до 7,1 процентов. Особенно следует отметить Францию, которая во фракции «Зеленые и Европейский свободный альянс» будет представлена 14 депутатами.
Евросоюзу следует прислушаться
Разочарование электората в европейском проекте было продемонстрировано низкой явкой на выборы в Европарламент 2009 г. и укреплением позиций партий, выступающих против дальнейшей европейской интеграции. Лиссабонский договор, задачей которого была значительная централизация власти в Брюсселе, был отвергнут на народном референдуме в Ирландии после того, как уже был отклонен во Франции и Голландии. Европейским лидерам следует сейчас обратить внимание на нынешний импульс в пользу Евросоюза национальных государств.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий