вторник, 30 июня 2009 г.

Администрация Обамы должна критиковать иранскую политику сжатого кулака

Старший эксперт по ближневосточным проблемам Центра внешнеполитических исследований им. Эллисонов Института международных исследований им. Дэвисов Фонда «Наследие» Дж. Филипс отмечает, что массовые народные протесты, потрясшие Иран, не только ликвидировали и без того слабые претензии на легитимность радикального режима в Тегеране, но также подорвали линию администрации Обамы на дипломатическое вовлечение этой жестокой диктатуры в сотрудничество.
Этот режим явно разоблачил себя как безжалостная тирания, готовая обманывать, подвергать репрессиям и убивать людей. Это отметает последние сомнения у тех, кто еще питает иллюзии относительно его истинной сущности. Соответственно, администрация Обамы должна скорректировать свою политику в отношении Ирана и занять более жесткую публичную позицию в поддержку кампании иранской оппозиции за свободу.

Взаимодействовать с народом, а не с режимом

Несомненно, администрация США надеялась, что напыщенный президент Махмуд Ахмадинеджад не будет избран, а с его преемником будет легче вести переговоры по таким острым проблемам, как ядерная программа Ирана, его поддержка терроризма и угрозы Израилю.
Основной соперник Ахмадинеджада на президентских выборах, бывший премьер Мир-Хосейн Мусави – один из лидеров революционного истеблишмента Ирана. Он разделяет те же цели, что и Ахмадинеджад, хотя может реализовать их в менее конфронтационной манере. По вопросам внешней политики Мусави действовал бы в более спокойном тоне, но остался бы приверженным ядерной программе Ирана, которая была запущена во времена его премьерства.
Президент Б. Обама мудро не занял определенной позиции во внутренней борьбе за власть между Ахмадинеджадом и Мусави, которые напоминают близнецов в связи со своими позициями по многим внешнеполитическим проблемам, являющимся приоритетными для Соединенных Штатов. Однако президент не выступил с адекватным заявлением в поддержку борьбы иранского народа за свободу. Такой призыв не является вмешательством, это вполне уместная защита основных прав человека, которые попираются в Иране.
Пародия на выборы должна послужить для администрации США подтверждением того, что единственный голос, который играет решающую роль в исламистской системе Ирана, - это голос верховного лидера аятоллы Али Хаменеи. Иранские президенты приходят и уходят, а слово неизбранного верховного лидера сохраняет решающее значение во всех важных делах. Массовое неприятие результатов официального подсчета голосов разрушило иллюзию, тщательно взлелеянную иранским режимом, будто правительство Ирана является демократическим.
В своей инаугурационной речи президент Обама правильно заявил: «Те, кто держится у власти с помощью коррупции и обмана, затыкая рот инакомыслию, должны знать, что они находятся на неверной стороне истории, но мы готовы протянуть им руку, если они готовы разжать свой кулак».
Теперь, когда ясно, что режим в Иране по-прежнему сжимает рукой горло иранского народа, администрация Обамы просто не может вести себя с клерикальной диктатурой Ирана, как будто бы ничего не изменилось.

Настало время действовать

Президент Обама должен избегать осторожных высказываний, которые наводят на мысль о попытках занять промежуточную позицию между иранским режимом и оппозицией, и, наконец, встать на сторону тех, кто борется за свободу и демократию в Иране. Умолчание о силовых методах иранского режима и убийстве, по меньшей мере, семи невооруженных демонстрантов представляет собой нравственную близорукость, которая в конечном итоге вредит интересам США, подавая сигнал режиму в Иране о том, что его репрессии и насилие никак не вредят его интересам.
Тогда как президент США «прогнулся», чтобы избежать вмешательства в дела Ирана, французский президент Николя Саркози не замедлил заполнить вакуум лидерства, открыто обвинив в нынешнем кризисе правящий режим Ирана. Между тем, Тегеран все равно обвинил Вашингтон во вмешательстве в его внутренние дела.
Выступление в поддержку иранцев, борющихся за восстановление свободы, содействует распространению американских идеалов и всеобщих прав человека и продвижению американских национальных интересов. В конце концов, Тегеран перестанет быть угрозой для своих соседей, американцев и собственного народа, когда иранцы смогут свободно осуществлять собственные национальные интересы, а не узкие интересы радикального режима.
Президент Обама должен дать ясно понять, что Соединенные Штаты – на стороне иранского народа и не поддерживают репрессивный режим аятолл. Он должен резко осудить жесткие репрессии в отношении демократической оппозиции и систематические нарушения прав человека со стороны преступного режима. Более того, он должен призвать других мировых лидеров к сотрудничеству в деле давления на Иран с тем, чтобы тот прекратил преследования сторонников политических реформ, правозащитников и религиозные меньшинства.


Необходимо американское лидерство

Вместо того чтобы отрекаться от лидерства в правозащитной сфере, неуместно пытаясь договариваться с преступным режимом, президент Обама должен занять позицию морального превосходства и возглавить международную поддержку эффективным экономическим и политическим санкциям в отношении Тегерана. Он должен призвать своих европейских и других союзников установить тот же уровень экономических санкций, какой Соединенные Штаты ввели против Ирана в 1995 г. Лишение Ирана таких жизненно важных источников, как иностранные инвестиции, торговля и займы максимизирует давление на Иран. Если режим убедится, что его власть – под угрозой, он пойдет на уступки в отношении своей ядерной программы или обращения с собственными гражданами.
Лишь мощное международное давление, которое вызовет мучительную экономическую боль, а не успокоительная риторика и не ошибочные попытки умиротворения, способно воздействовать на глухой к эмоциям иранский режим. Однако пока что администрация Обамы обращалась с тегеранским режимом очень мягко и ничего не получила взамен, кроме религиозных лекций, ускорения программы обогащения урана и дальнейшей поддержки Ираном мятежников, которые убивают американцев и их союзников в Ираке и Афганистане.
Президент Обама должен говорить власти правду и поставить Америку на правильную сторону истории. Ему больше не следует приглушать критику в отношении подлого режима в тщетной попытке его умиротворения дипломатическими методами. В противном случае будущим американским президентам, возможно, придется извиняться перед иранским народом за то, что они бросили его на произвол клерикальной диктатуры.

Комментариев нет: