понедельник, 15 июня 2009 г.

Что было на неделе (8-14 июня)

Россия теряет союзников

События последней недели показали, что политика Кремля все больше отталкивает даже тех, кого Москва традиционно считала надежными союзниками. Запрет на ввоз в Россию белорусских молочных продуктов под предлогом их несоответствия техническим нормам вызвал решительный политический ответ со стороны Минска. Президент Лукашенко отказался участвовать в московском саммите Организации Договора о коллективной безопасности, а официальный Минск объявил нелегитимными все принятые на этой встрече без участия Белоруссии решения, в том числе соглашение о создании коллективных сил оперативного развертывания.
Противостояние Москвы и Минска продолжает нарастать. В ответ на демарш Белоруссии Москва готовит новую атаку на Лукашенко. На этот раз планируется, как и в многочисленных случаях с Украиной, использовать газовые рычаги. В Москве считают, что Белоруссия задолжала России за поставки газа в этом году: с I квартала 2009 г. Москва повысила цену с 128 до 210 долларов за тысячу кубометров, а Минск якобы продолжает платить по прежнему тарифу. В итоге долг Белоруссии перед «Газпромом» составил 70 млн. долларов.
Вроде бы весной Кремль согласился временно понизить цену за газ до 150 долларов. Однако сейчас в целях давления на непослушного Лукашенко Москва вернулась к цифре 210 долларов, что является сильным ударом по Белоруссии.
Судя по всему, Лукашенко уступать пока не собирается. На днях в Минске было объявлено о возможности введения паспортного и таможенного контроля на границе с Россией. Это практически означает крах проекта союзного государства. Лукашенко явно рассчитывает на поддержку Евросоюза в своей конфронтации с Москвой и на большую заинтересованность Кремля в использовании геополитического положения и военного потенциала Белоруссии для сдерживания НАТО. Каким бы ни был исход российско-белорусского противостояния, очевидно, что Россия теряет своего основного и единственного союзника в Европе.
Серьезные трудности возникли у Кремля и с руководством ФРГ, которое оказывало Москве существенную поддержку в продвижении ее целей в Центральной Европе, в частности, в реализации проекта строительства газопровода «Северный поток».
На прошлой неделе против его строительства неожиданно выступило министерство обороны ФРГ. По его мнению, газопровод будет мешать проведению военно-морских учений на полигоне около острова Рюген. О своих возражениях против «Северного потока» в связи с его негативными экологическими последствиями уже заявили власти Польши, Эстонии и Литвы. Серьезные сомнения высказывают Финляндия и Швеция.
Находившийся на прошлой неделе министр иностранных дел ФПГ Франк-Вальтер Штайнмайер, который считался одним из убежденных сторонников «Северного потока», как и его коллега по СДПГ бывший канцлер Герхард Шредер, на этот раз был гораздо более осторожен. Поражение немецких социал-демократов на выборах в Европарламент и ослабление их позиций в преддверии национальных выборов осенью с.г. заставляет лидеров СДПГ, в том числе и Штайнмайера, дистанцироваться от непопулярного проекта, несмотря на давление со стороны Кремля и «Газпрома». Выступая перед общественной аудиторией в Москве, Штайнмайер даже слегка покритиковал нынешнюю линию Москвы в российско-американских отношениях, рекомендовав Кремлю активнее пойти навстречу попыткам президента США Обамы улучшить эти отношения.
Таким образом, лидеры СДПГ в своих предвыборных интересах ведут такую политическую игру, которая вряд ли нравится Москве. На их всемерную поддержку Москве сейчас рассчитывать не приходится. Это, безусловно, ослабляет позиции России в преддверии саммита с Обамой в июле и встречи «большой восьмерки» в Италии.
Неожиданное изменение позиции Москвы в отношении ВТО отнюдь не прибавило ей союзников в этой организации. Решение двигаться к ВТО не в одиночку, а в рамках таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией стало неприятной неожиданностью для российских партнеров. Ведь буквально неделю назад на петербургском экономическом форуме российские переговорщики продолжали всерьез обсуждать с западными коллегами условия вступления России в эту организацию, ни словом не обмолвившись о качественно новых рамках переговорного процесса. Им даже удалось добиться уступок и заверений о поддержке российского членства в ВТО со стороны США и Евросоюза.
Российский вольт-фас подорвал доверие к обещаниям Москвы и к искренности ее стремления вступить в ВТО в скором времени. Когда на Западе видят непредсказуемость и противостояние в отношениях между Москвой и Минском, там закономерно возникает вопрос о том, возможна ли вообще единая линия России и Белоруссии на переговорах с ВТО. Следует полагать, что новая переговорная позиция Москвы отодвинула ее вступление в ВТО на отдаленную перспективу.

Комментариев нет: