КОНТРОЛЬ НАД СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ЯДЕРНЫМИ ВООРУЖЕНИЯМИ В ИНТЕРЕСАХ ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ США
Старший научный сотрудник Национального института общественной политики А. Шумихин и сотрудник Фонда «Наследие» и Б. Спринг подготовили исследование о современном состоянии контроля над стратегическими вооружениями в контексте стратегии национальной безопасности США. В нем они напоминают, что администрация Обамы объявила о своем решении «прекратить разработку новых видов ядерного оружия, сотрудничать с Россией с тем, чтобы снять американские и российские ракеты с состояния повышенной боеготовности и добиться резкого сокращения запасов американского и российского ядерного оружия и материалов».
В соответствии с этими целями администрация США поспешила возобновить переговоры с Российской Федерацией о соглашении в продолжение Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) и расширении сфер сотрудничества. В соответствии с совместными заявлениями, которые сделали в Лондоне 1 апреля с.г. президент США Барак Обама и российский президент Дмитрий Медведев, переговоры будут направлены на уменьшение числа ядерных вооружений и предотвращение дальнейшего распространения ядерного оружия.
Недавний всплеск международных призывов уничтожить все ядерное оружие усилил надежду администрации на разработку нового конструктивного соглашения с Россией к 5 декабря 2009 г., когда закончится действие Договора СНВ. Однако Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов уже обязывал Соединенные Штаты и Россию сократить свои стратегические ядерные силы ниже уровней СНВ. С середины 2006 г. Москва призывает к поддержанию мер контроля и транспарентности, обусловленных Договором СНВ, хотя и модифицированных с целью снижения расходов и упрощения этих мер.
Российско-американские отношения. Следует признать, что прогресс в российско-американских отношениях, особенно в области сокращения американского и российского ядерных арсеналов, будет выгоден обеим державам и международному сообществу в целом. Однако прогресс не возникнет автоматически благодаря добрым намерениям. Более того, хотя количество и качество оружия, которым располагают ядерные державы, - это ключевые элементы в оценке требований к обороне, характер и состояние отношений между ними не менее важны. Очевидно, что Соединенным Штатам нечего опасаться ядерных арсеналов Франции и Великобритании, но отношения США с Россией и Китаем явно сложнее и противоречивее. Россия сохраняет значительный ядерный потенциал и является единственной мировой державой, способной угрожать существованию Соединенных Штатов. Несмотря на часто повторяющуюся официальную мантру о том, что оба государства прилежно выстраивают стратегическое партнерство, их ядерные потенциалы продолжают играть роль взаимного сдерживания, что отражено в структуре их ядерных сил и военной политике.
Спешка в процессе пересмотра параметров стратегических отношений между США и Россией, будь то из соображений политической целесообразности или по какой-либо другой причине, неразумна и потенциально опасна для интересов национальной безопасности США. В то время как администрация Обамы придерживается существующих вариантов по контролю над вооружениями, сенат и общественность в целом не должны позволить администрации США пренебречь своими основными обязанностями, определенными конституцией, - обеспечивать всеобщую оборону от нападения для американского народа и - расширительно - для союзников США.
Администрации США следует сформулировать такую политику в отношении контроля над вооружениями, которая была бы специфически адаптирована к нынешним и предполагаемым потребностям обороны Соединенных Штатов. Эта политика должна основываться на глубоком профессиональном анализе политического, правового, экономического и всех других релевантных аспектов нынешних и будущих переговоров и соглашений с Российской Федерацией. Она также должна принимать в расчет внутреннюю и внешнюю политику России, включая российские мотивы и цели в процессе контроля над вооружениями.
Стратегическая концепция «защиты и обороны» страны. Фонд «Наследие» предложил для Соединенных Штатов стратегическую концепцию «защиты и обороны», основанную на отходе от доктрины возмездия времен «холодной войны» в направлении концепции с большим акцентом на оборону, адаптированной к новой международной структуре. Эта оборонительная доктрина в максимальной степени будет использовать наступательные и оборонительные, а также конвенциональные и ядерные силы для отражения любого ракетного нападения на США и их союзников. Она также допускает, что контроль над вооружениями может играть позитивную роль в продвижении этого процесса и упрощении для США, России и других государств осуществления их ближне- и долгосрочных задач.
Администрация Обамы должна проявлять осторожность и терпение, добиваясь проведения запланированных переговоров по контролю над вооружениями с Россией. С учетом этого она должна действовать следующим образом.
1. Приближение срока окончания действия Договора СНВ не должно подгонять переговоры о его продлении. Американские участники переговоров должны руководствоваться ясным пониманием того, каким образом этот процесс и ожидаемые результаты будут содействовать продвижению интересов безопасности и требований обороны Соединенных Штатов и их союзников.
2. Позволить Договору СНВ утратить силу – значительно меньшее зло, чем заключить непродуманный договор, способный скомпрометировать интересы США.
3. Параллельно или вместо переговоров по СНВ Соединенные Штаты и Россия должны в дополнение к Московскому договору заключить протокол о контроле и транспарентности (имеющий силу договора). Это самая безотлагательная и важная проблема для российско-американских отношений в области контроля над вооружениями.
4. Хотя могут иметь место и неформальные увязки с другими вопросами, официальные переговоры по другим проблемам следует отложить до завершения переговоров по протоколу о контроле и транспарентности.
5. Вопреки целям, сформулированным в совместных лондонских заявлениях, переговоры о сокращении ядерных арсеналов ниже уровней, указанных в Московском договоре, также необходимо отложить до момента подписания протокола о контроле и транспарентности.
6. Переговоры по любому договору, имеющему целью дальнейшее сокращение ядерных вооружений, должны основываться на тщательном планировании, особенно в отношение более общих требований к стратегическим силам США и связанных с ними задач, которые согласуются с концепцией защиты и обороны.
7. По завершении процесса планирования Соединенные Штаты должны добиться принятия совместной новой декларации, которая определит рамки переговоров для подписания договора-преемника Московского договора и других переговоров по контролю над вооружениями.
Заключение. Одностороннее обязательство Соединенных Штатов поставить свои вооруженные силы на защиту людей, территорий, институтов и инфраструктуры США и их союзников - даже в отсутствии сотрудничества с Россией - окажется справедливым и мудрым. Если Россия также примет ориентированную на оборону и менее угрожающую концепцию, мир станет лучше и безопаснее.
ЯДЕРНЫЙ ВЫЗОВ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ
Старший эксперт по проблемам Северо-восточной Азии Центра азиатских исследований Фонда «Наследие» Б. Клингнер считает, что проведение Пхеньяном ядерного испытания сразу после пуска ракеты большой дальности показывает, что он отказался от видимости переговоров и больше не заинтересован в дипломатических призывах.
Высокий темп северокорейских провокаций с начала года указывает на то, что Северная Корея вынашивает намерение создать потенциал эффективного ядерного оружия и МБР и добиться признания своего ядерного статуса. Ее многолетняя цель разработать средства устрашения США и их союзников посредством ядерного оружия высвечивает неотложную потребность для Америки создать и развернуть систему ПРО.
Изменение тактики
До последнего времени тактика КНДР заключалась в том, чтобы медленно наращивать мощь до момента достижения технологического прорыва, давая тем самым достаточно времени Соединенным Штатам и их союзникам для новых дипломатических и экономических стимулов. В тех случаях, когда Северная Корея осуществляла очередной прорыв, она в течение нескольких месяцев проявляла умеренность с тем, чтобы дать возможность странам адаптироваться к статус-кво более высокого уровня, а затем инициировала следующий длительный процесс провоцирования.
Однако с начала 2009 г. Северная Корея стала инициатором скоропалительной серии провокаций против Соединенных Штатов, Южной Кореи и Японии, не оставив времени на дипломатические разъяснения. Становится все более очевидно, что сейчас Пхеньян сконцентрирован на реализации стратегических технологических достижений, а не на получении тактического выигрыша в переговорах.
Возможно, изменение целей КНДР было вызвано ухудшением состояния здоровья Ким Чен Ира в прошлом году. Ким, вероятно, стремится добиться решения задач в ядерной сфере до ухода из жизни или формальной передачи власти преемнику. Вместо постепенного наращивания ставок, как раньше, Ким Чен Ир теперь хочет сыграть в рискованный покер с высокими ставками, поставив на карту все, что есть, лишь бы заставить международное сообщество признать Северную Корею ядерной державой.
Пхеньян объявил, что рассчитывает стать «мощным государством» к 2012 г. – к 100-летию со дня рождения Ким Ир Сена. Возможно, это точка отсчета получения официального признания в качестве ядерной державы.
Попытка договориться о том, что не подлежит обсуждению
Несмотря на большие надежды на то, что после смены руководства в Вашингтоне Северная Корея будет осуществлять более умеренную политику, Пхеньян отверг неоднократные попытки администрации Обамы установить контакт с ним. Отказ КНДР вести диалог с Соединенными Штатами, Южной Кореей и Японией даже в условиях ухудшающейся экономической ситуации – это еще один индикатор того, что Пхеньян ведет новую игру.
В течение 2009 г. Северная Корея будет продолжать наращивание усилий в ядерной и ракетной сфере, оставаясь глухой к таким наивным инициативам, как предложение о назначении высокопоставленного представителя президента США для двусторонних переговоров или изменение числа участников переговоров по ядерной проблеме.
Вполне возможно, что когда КНДР продемонстрирует свой потенциал МБР, она со временем захочет вернуться за стол переговоров. Однако если Пхеньян и вернется, то лишь со значительно возросшими рычагами воздействия и ожиданиями. Наиболее благоприятным сценарием для Пхеньяна было бы обменять свой будущий ядерный потенциал – но не нынешний ядерный запас – на ранее обсуждавшиеся экономические и дипломатические выгоды, но в больших объемах.
Скорее всего, Северная Корея потребует более высокую цену за денуклеаризацию. Как следует из заявлений, сделанных министерствами обороны и иностранных дел КНДР в январе с.г., теперь Пхеньян требует отказа США от «враждебной политики». Это, по-видимому, предполагает ликвидацию оборонного союза между США и Южной Кореей, вывод американского контингента из Южной Кореи и отказ США от гарантий безопасности в отношении Южной Кореи и Японии. Отказ Вашингтона и Сеула принять эти условия будет равноценен в глазах Пхеньяна признанию КНДР в качестве ядерной державы.
Действия администрации Обамы не дотягивают до ее жесткой риторики
Администрация Обамы выступила с заслуживающей похвалы твердой риторикой о необходимости оказать противодействие Северной Корее в связи с ее преступной деятельностью. Однако Соединенные Штаты и Южная Корея стали проявлять благодушие после огорчительно вялой реакции Совета безопасности ООН на пуск северокорейской ракеты 4 апреля с.г. И Вашингтон, и Сеул хранили молчание относительно осуществления каких-либо инициатив помимо включения трех северокорейских компаний в список фирм, на которые распространяются санкции ООН.
Официальные лица США и Южной Кореи считали, что они предприняли вполне адекватные меры после ракетной провокации, и поэтому будет лучше пассивно ждать следующего агрессивного шага Пхеньяна прежде, чтобы убедить Китай пойти немного дальше. Такой подход глубоко ошибочен, так как не позволяет оказывать достаточное давление на КНДР, не обеспечивает защиты международного права и Договора о нераспространении ядерного оружия и предполагает зависимость от позиции Китая – союзника Северной Кореи, который уже неоднократно демонстрировал незаинтересованность в том, чтобы оказывать реальное давление на режим в Пхеньяне.
Вашингтон должен принять многосторонний подход, включающий как карательные меры, так и диалог, – оказать давление на Северную Корею, чтобы изменить ее переговорное поведение, проведя в жизнь резолюции ООН и возобновив соблюдение норм международного права. Одновременно следует предлагать оставить дверь для переговоров открытой, при этом давая понять, что приобретение КНДР статуса ядерной державы недопустимо. Соединенные Штаты также должны полностью финансировать и осуществлять разработку и реализацию единственно реально надежного варианта защиты от Северной Кореи – баллистической ПРО.
Соединенные Штаты, Южная Корея и Япония должны воспользоваться последним грубым нарушением правовых норм со стороны Северной Кореи и потребовать, чтобы Китай и Россия согласились на более жесткие карательные меры в Совете безопасности ООН. Китай неоднократно демонстрировал неспособность или нежелание осудить Северную Корею за отказ признавать международное право. Поэтому Вашингтон должен прекратить фарс восхваления поведения Пекина на шестисторонних переговорах и вместо этого критиковать его обструкционизм в отношении реализации воли международного сообщества, как это сформулировано в двух резолюциях ООН.
Пора предпринять реальные действия
В связи с тем, что Северная Корея продолжает создание ядерного оружия, Соединенные Штаты должны сделать следующее.
• Добиваться принятия резолюции ООН о санкциях в отношении всех северокорейских и иностранных компаний, банков и государственных учреждений, которые участвуют в ядерной и ракетной программе Пхеньяна. Такая резолюция должна предполагать полное исполнение широкомасштабных санкций. Необходимо включить положение о разрешении применения военных средств для исполнения этой резолюции и установить 30-дневный срок ее осуществления Северной Кореей.
• В связи с тем, что Пекин будет продолжать сопротивляться проведению международного законодательства в жизнь, Соединенные Штаты должны возглавить параллельные многосторонние усилия по наращиванию акций ООН. Эта инициатива должна включать финансовые, военные, правоохранительные и разведывательные организации, целью деятельности которых являются северокорейские и иностранные структуры.
• Возобновить соблюдение американского и международного права в отношении противозаконной деятельности Северной Кореи, например, контрафакции, отмывания денег и производства и распространения противозаконных наркотиков. Замешанные в этой деятельности иностранные компании и банки должны быть охвачены этой правоприменительной практикой.
• Продолжать разработку и размещение американской и союзной ПРО и призвать Южную Корею развернуть многоуровневую систему ПРО, которая взаимодействует с американской региональной сетью ПРО.
• Призвать Южную Корею и Китай присоединиться к Инициативе по безопасности в области распространения.
История повторяется?
Ядерный тупик с Северной Кореей будет только усугубляться. Хотя маловероятно, что в переговорном процессе Пхеньян был готов отказаться от ядерного оружия в обмен на экономические выгоды, нынешнее уклонение КНДР от переговоров вызывает тревогу. В связи с тем, что Соединенные Штаты, Южная Корея и Япония сохранили твердость перед лицом северокорейских провокаций, Ким Чен Ир почувствует необходимость еще больше обострить напряженность.
Пхеньян будет продолжать вести себя агрессивно, проводя дополнительные ядерные и ракетные испытания с целью совершенствования своих технических возможностей. Северная Корея также вполне может рискнуть и осуществить более явные провокации, например, военно-морское столкновение вдоль спорной межкорейской морской границы в Желтом море.
Очевидная ирония в подходе президента Обамы к Северной Корее состоит в том, что, несмотря на всю его критику тактики администрации Буша, Обама был готов проводить ту же самую политику, которая была неудачной в последние два года. В связи с агрессивностью Северной Кореи, отказом от диалога и провокациями президент Обама теперь перенял политику и риторику первых шести лет деятельности президента Буша.
Действия КНДР и ее риторика в 2009 г. удивительно сходны с ее поведением в период кризиса 2003 г. Опасность такого подхода в том, что обе стороны, возможно, идут по тому же пути, который привел в 1994 г. к военной конфронтации. В международном противостоянии, когда непреодолимая сила сталкивается с неподвижным объектом, опасность эскалации из-за просчета растет по экспоненте.
ЧЕСТВУЯ ТЕХ, КТО СЛУЖИТ
Президент Фонда «Наследие» Эдвин Фолнер в своем обращении в связи с отмечавшимся 25 мая Днем поминовения с иронией констатирует, что для многих американцев этот день означает всего лишь начало лета. Это лишний выходной для того, чтобы покосить лужайку перед домом, сходить в бассейн или устроить пикник.
Но у лучших из американцев в этот день нет выходного. Наши солдаты продолжают борьбу с террористами и другими врагами свободы по всему миру. Ради них давайте задумаемся, что же на самом деле означает этот праздник.
Мы с женой недавно были на Арлингтонском кладбище, прошли вдоль рядов могил американских героев и почтили достойно прожитую жизнь недавно умершего друга.
Эти простые надгробия могут рассказать удивительные истории. Многие представляют тех, кто храбро служил за границей, а затем вернулся домой растить детей, создавать собственный бизнес и строить великую страну. Другие - тех, кто так и не вернулся домой. Они принесли величайшую жертву, чтобы все мы могли жить в свободном и процветающем обществе.
А другие надгробия увековечивают память тех, кто погиб в военном конфликте, в результате которого появилось Арлингтонское и множество других национальных кладбищ. Их служба в ходе гражданской войны в США помогла положить конец рабству и позволила даже тем, кто прибыл в эту страну в цепях, вкусить свободу.
День памяти погибших в войнах – это, несомненно, еще и время для прославления живых, тех американцев, кто добровольно надевает военную форму и сражается за свободу. Стоит вспомнить, что каждый, кто поступил на военную службу после сентября 2001 г., ясно отдавал себе отчет в том, что идет война и велика вероятность участия в военных действиях.
Эти добровольцы - лучшие из лучших. И удивительно, что такая маленькая группа людей способна достичь так много. В вооруженных силах служит менее одного процента населения США, но, тем не менее, Соединенные Штаты проецируют свою военную силу в мировом масштабе.
Основной критикой, выдвигаемой против войны во Вьетнаме, было то, что из-за отсрочки с призывом для студентов вузов вооруженные силы набирали американцев с низкими доходами, а их более состоятельные сверстники оставались дома. Сейчас ситуация коренным образом изменилась в связи с переходом на современную, контрактную воинскую службу.
Два года назад эксперт по экономике Фонда «Наследие» Тим Кейн по данным Пентагона определил регионы, из которых набираются контрактники. Оказалось, что все больше американцев, относящихся к среднему и высшему классу, добровольно поступают на военную службу. «Количество новобранцев из беднейших районов (20 процентов населения США) снизилось с 18 процентов в 1999 г. до 13,7 в 2005 г.», - отмечает Кейн.
Что мы еще должны сделать для этих храбрых добровольцев помимо воздания уважения и благодарности? Им нужно предоставить то, чего они заслуживают – инструменты, необходимые для победы. Это означает расходовать необходимые средства на новые системы вооружений, включая авианосцы и истребители. Это не слишком высокая плата для такой богатой страны, как США.
В конце концов, в настоящее время Соединенные Штаты тратят гораздо больше на досуг, чем на национальную оборону. Ежегодно американцы расходуют 589 млрд. долларов на развлечения и рестораны и 543 млрд. – на туристические поездки. Между тем, правительство США инвестирует в национальную оборону 537 млрд. долларов. В настоящее время это составляет около 4 процентов американского ВВП – намного меньше военных расходов в период прошлых войн.
Недавно председатель Комитета начальников штабов адмирал М. Маллен заявил: «Я считаю, что мы как страна должны выделять больше ресурсов на национальную безопасность в условиях, в которых мы в настоящее время живем». В сегодняшний праздничный день об этом стоит вспомнить.
На протяжении многих поколений Соединенные Штаты поддерживали элитарные вооруженные силы, в чем кайзер Вильгельм, Адольф Гитлер и Саддам Хусейн убедились на собственном опыте. Это остается актуальным и сегодня. Кейн обнаружил, что «новобранцы ВС США в военное время лучше образованы и более состоятельны, чем их гражданские сверстники».
В День поминовения давайте воздадим почести этим патриотам и поблагодарим их за службу. Именно благодаря нашим славным солдатам Америку ждет светлое будущее свободы и процветания.
ФОНД «НАСЛЕДИЕ» СКОРБИТ О КОНЧИНЕ
БЫВШЕГО МИНИСТРА ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И
ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ ДЖЕКА КЕМПА
2 мая президент Фонда «Наследие» Э. Фолнер опубликовал следующее заявление в связи с уходом из жизни бывшего министра жилищного строительства и городского развития Джека Кемпа.
«Джек Кемп был лидером – будь то на футбольном поле, в национальной избирательной кампании или в дискуссии об Австрийской школе экономики.
Я познакомился с Кемпом 40 лет тому назад, когда он только что был избран в палату представителей. Когда он внес на ее рассмотрение закон о создании рабочих мест – значительный законодательный успех «экономики предложения», - я понял, что нашел союзника. Вскоре союзник стал другом.
Джек был «консерватором с чутким сердцем». Он хотел, чтобы у каждого американца была возможность преуспеть, и до самых последних дней охотно сотрудничал с людьми разных рас, цветов кожи и вероисповеданий.
Снижение налогов и создание «зон свободного предпринимательства» для депрессивных районов являются обычными экономическими рецептами повсюду, особенно в нынешние тяжелые времена. Однако для того чтобы эти идеи стали респектабельными, Джеку пришлось постоянно бороться за них на протяжении всех лет его работы в конгрессе, а затем в качестве министра жилищного строительства и городского развития, председателя комиссии по национальной налоговой реформе и в ходе его избирательных кампаний в президенты и вице-президенты.
В этой борьбе он победил, и миллионы людей от этого выиграли. Сокращение налогов, которое Кемп помог инициировать в 1980-х гг., обеспечило американцам беспрецедентное процветание на десятилетия. Его комиссия отважно предложила ввести национальный плоский налог. Эта линия способствовала распространению свободы в мире.
Я помню, как мы стояли с ним в 1990 г. в Москве на Красной площади. «Холодная война» начинала сменяться оттепелью, но мало кто мог представить, что дни Советского Союза сочтены. А Джек знал. Когда мы стояли на площади с видом на Кремль, он отметил поразительный факт: очередь в «Макдональдс» была длиннее очереди в Мавзолей Ленина.
Многие помнят Джека Кемпа как прекрасного игрока в американский футбол – и по праву. Но он также был великим игроком в мире идей, а его ум – таким же сильным, как и его рука. Мне всегда будет очень не хватать его силы и дружбы».
НОВОСТИ РОССИЙСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
В середине мая чешская Ассоциация за свободу и демократию «Колокол» провела в Праге представительную международную конференцию на тему «Коррупцию можно победить только честностью». В ее работе принял участие глава Российского представительства Фонда «Наследие» Е.С. Волк.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий